Вскоре после того как Вооруженные силы Украины (ВСУ) потерпели несколько крупных поражений под Покровском, президент Владимир Зеленский вновь призвал западных партнеров снять любые ограничения для ударов их вооружениями по территории России. Речь идет прежде всего о дальнобойных ракетах, дистанция полета которых исчисляется сотнями километров, например ATACMS и Storm Shadow. У Зеленского с его идеями дальних ударов появляется все больше сторонников, в первую очередь — в Великобритании и Европейском союзе, где дискуссия на этот счет продолжается уже более двух лет. В США при этом не скрывают, что опасаются последующей эскалации отношений с Россией и втягивания в большую войну. Более того, по данным СМИ, Джо Байден предполагает, что Владимир Зеленский сознательно втягивает США в прямое столкновение с Россией. Какие объекты на территории России хочет атаковать Украина и почему западные страны могут одобрить такие удары — разбиралась «Лента.ру».
Удары вглубь территории России — одна из главных надежд Украины завершить конфликт на своих условиях. Владимир Зеленский и другие официальные лица говорят об этом открыто практически с начала боевых действий.
Такие удары наносятся довольно давно. Беспилотники Вооруженных сил Украины атакуют аэродромы, нефтебазы, узлы коммуникаций и просто гражданские объекты по крайней мере с конца прошлого года.
К несчастью, география ударов продолжает расширяться: от складов с топливом в Ленинградской области до аэропорта в Моздоке. Назвать их совсем неэффективными, безусловно, нельзя, однако успех налетов по-прежнему переменчив.
Но скоро это обстоятельство, возможно, изменится. Украина запустила новый виток дипломатической кампании, призванный решить проблему с запретом на применение западных ракет по старым территориям России.
Как пишет газета The Guardian, Украина уже передала США список целей, которые войска могли бы поразить дальнобойными ракетами западного производства.
По словам высокопоставленного источника, с которым пообщалось издание, на Банковой убеждены в необходимости создать «угрозу Москве и Санкт-Петербургу» для заключения мира на своих условиях.
Такая «высокорискованная стратегия», как отмечают журналисты, пока не пользуется поддержкой США, однако переговоры на эту тему продолжаются.
«Мы будем продолжать разговоры с украинцами, но будем вести их в частном порядке», — утверждал координатор Совета национальной безопасности по стратегическим коммуникациям Джон Кирби в конце августа.
Издание The Economist сообщило, что эта попытка состоится в Нью-Йорке на следующей неделе. В случае неудачи далее решение будет уже за следующей администрацией, независимо от победы на выборах президента Дональда Трампа или Камалы Харрис.
Параллельно Владимир Зеленский активизировал диалог и с Европейским союзом. И несмотря на определенные противоречия, сторонников снятия ограничений на применение ракет там, похоже, становится только больше.
Представители Европейского союза в общих чертах поддержали предложение Владимира Зеленского. И несмотря на протесты отдельных членов объединения, дискуссия на этот счет не утихает до сих пор.
В частности, верховный комиссар по вопросам внешней политики и безопасности Жозеп Боррель пытался поднять этот вопрос на неформальной встрече министров иностранных дел ЕС, которая состоялась в конце августа. Активнее всего идею поддержали Франция, Польша, Латвия, Литва и Эстония. Германия, Италия и Венгрия, судя по всему, тогда высказались против.
Впрочем, у Жозепа Борреля оказалось свое видение на этот счет. По его словам, большинство стран объединения поддерживают атаки на признанные международным сообществом территории России «в рамках самообороны» и не видят никаких проблем с одобрением ракетных ударов.
«Сейчас Украина перенимает инициативу. Кто бы мог это представить в феврале 2022-го?» — заявил Жозеп Боррель, подразумевая, очевидно, наступление Украины на Курскую область.
В списке основных сторонников «неограниченной войны», скорее всего, оказалась и Великобритания. Тем не менее, как пишет The Telegraph, власти страны пока не поднимают этот вопрос публично, опасаясь негативной реакции со стороны США.
В США, в свою очередь, опасаются такого шага из-за риска быть втянутыми в конфликт еще глубже, уверены журналисты.
Версию, что Джо Байден опасается повышать ставки в противостоянии с Россией, подтверждает и Politico.
Источники, на которые ссылается издание, утверждают, что использование Storm Shadow или ATACMS по России может оказаться не таким эффективным, как рассчитывает Украина.
Однако, как уже было сказано, дискуссия на этот счет пока не окончена. И, как это происходило неоднократно, позиция США может с легкостью поменяться, если положение Вооруженных сил Украины на поле боя станет более критичным.
Совсем недавно о нанесении ударов американским оружием по территории России не могло быть и речи.
Но несмотря на утверждения Джо Байдена, в июне США все-таки разрешили Вооруженным силам Украины атаковать приграничные районы России, в том числе Курскую и Белгородскую области.
Как считает политолог Богдан Безпалько, в отношении дальнобойных ударов от США следует ждать аналогичного шага. В разговоре с «Лентой.ру» он выразил уверенность, что нанесение ударов является вопросом самого ближайшего будущего, а потому готовиться следует уже сейчас.
При этом, по его словам, в публичной стратегии США присутствует и рациональный элемент: они не стремятся резко усиливать поддержку конфликта, опасаясь непредсказуемых последствий, а потому стремится отдать инициативу в руки европейских государств.
Он добавил, что непубличные российско-американские переговоры, которые, скорее всего, проводятся периодически, в частности, подразумевают «торговлю угрозами».
Разрешение на удары в глубину территории России, по его убеждению, является одним из элементов этого торга. «Значительная часть европейских стран, напротив, не готовы рисковать своей безопасностью ради поддержки Украины, хотя и не против военной поддержки, если результат окажется предсказуем. Но, вопреки давлению США, становиться частью конфликта они не хотят», — заключил Богдан Безпалько.