Экономика
23:04, 12 ноября 2024

Аутсорсинг: что это такое, зачем он нужен. Плюсы и минусы, виды и примеры

Дарья Сидорова
Фото: freepik

В 2024 году мировой рынок аутсорсинга оценили примерно в 92,5 миллиарда долларов (почти 9 триллионов рублей). По оценкам компаний, эта бизнес-практика помогла им снизить затраты на 15-30 процентов. Действительно, аутсорсинг, при котором компания передает свои задачи стороннему подрядчику, позволяет экономить деньги, время и ресурсы. Но у этого способа организации работы есть недостатки: как для отдельной компании, так и для экономики. «Лента.ру» рассказывает про плюсы и минусы аутсорсинга, зачем такая практика нужна бизнесу и насколько она популярна в России.

Что такое аутсорсинг

Аутсорсинг — это бизнес-практика, при которой компания нанимает стороннюю организацию для выполнения услуг или создания товаров. Компании обычно используют аутсорсинг, чтобы сокращать расходы. Причем этот метод может применяться в самых разных сферах — от поддержки клиентов до производства и бэк-офиса.

Аутсорсинговые фирмы привлекают к задачам собственных работников и технику, задействуют свои рабочие площадки и процессы.

Простыми словами, аутсорсинг — когда одна компания нанимает другую компанию и отдает ей часть своих задач

Термин «аутсорсинг» произошел от английского слова outsourcing — сокращения от outside resourcing (использование внешних ресурсов). Аутсорсинг как бизнес-стратегия набрал популярность в 1990-х годах, когда транснациональные корпорации стали все чаще прибегать к услугам третьих сторон для логистических и производственных функций.

Из-за экономических последствий практика аутсорсинга вызывает споры по всему миру. Противники считают, что из-за нее становится меньше рабочих мест внутри страны, особенно в производственном секторе. Сторонники утверждают, что аутсорсинг стимулирует бизнес распределять ресурсы там, где они наиболее эффективны, и поддерживает рыночную экономику.

В российском законе нет понятия «аутсорсинг». Бизнесу нужно заключать договор возмездного оказания услуг с аутсорсинговой компанией.

Отличия от аутстаффинга и фриланса

Аутстаффинг — это когда компания привлекает дополнительных сотрудников из другой организации, но не берет их в штат. Обычно так делают, когда в самой компании не хватает рук — например, если речь идет о большом проекте с горящим дедлайном.

По сути, при аутстаффинге компания берет чужих работников на время и сама создает для них рабочие места. Работодателем сотрудников остается организация, которая «одолжила» их

При аутстаффинге нужно ставить четкие задачи и контролировать исполнение точно так же, как и для обычных сотрудников. А вот аутсорсинг — обычно более сложная и комплексная работа. Сторонние исполнители получают целые проекты и отвечают за результат, то есть контролировать каждую их задачу не нужно.

Фрилансеры обычно работают в одиночку и выполняют разовые небольшие задачи — пишут статьи, переводят документы, устраивают фотосъемку

Фриланс — это не юридический, а скорее экономический термин. Он не используется в нормативных актах, отметил в разговоре с «Лентой.ру», основатель цифровой платформы для работы с самозанятыми «Консоль.Про» Михаил Провизион.

«Фрилансер — это обобщающее понятие для людей, которые не устроены по трудовым договорам в организации, а оказывают услуги или выполняют работы на основании договоров гражданско-правового характера. Они сами планируют рабочий день, выбирают и распределяют задачи, не уходят в отпуск и на больничный, а оплату получают не в определенные числа месяца, а по договоренности с заказчиком.

Чтобы взаимодействовать с контрагентами на законных основаниях, фрилансер должен в том числе выбрать для себя, как он будет платить налоги с доходов, полученных от фриланса», — подчеркнул эксперт.

Пример разницы между аутсорсом, аутстаффингом и фрилансом

Пиар-компания взяла новый проект — продвижение выставки в интернете. Для этого нужно писать статьи и посты в соцсети. Но у компании не хватает для этого копирайтеров — они заняты на других проектах. Пиарщики обращаются за помощью в агентство копирайтеров.

  • Если они нанимают агентство, заказывают ему написать все статьи и посты «под ключ» и платят за готовый результат — это аутсорсинг.
  • Если они «арендуют» у агентства несколько копирайтеров, которые во время выставки работают непосредственно на пиарщиков, ездят к ним в офис, берут у них задания и сдают тексты их сотрудникам — это аутстаффинг.
  • Если они решили обойтись без агентства и сами нашли копирайтеров на время выставки — это фриланс. Причем копирайтеры, работающие в агентстве в первом и втором примерах, также могут быть фрилансерами.

Если обобщать, то аутстаффинг и фриланс можно назвать форматами аутсорса. Все это — работа внештатных сотрудников.

Польза аутсорсинга

«Помимо очевидных вещей типа выгоды, скорости и оптимизации ресурсов, преимущество аутсорсинга заключается в том, что делегировать подрядчикам можно целые блоки работ, проведение которых собственными силами требует значительного объема ресурсов и фокусировки (выстраивание рабочих процессов, организация найма и так далее). Особенно это важно тогда, когда ресурс ограничен», — рассказал «Ленте.ру» основатель и директор сервиса автоматизации найма с AI-инструментами для HR-отдела Huntlee (резидент «Сколково») Юлиан Тырнов.

По его словам, на аутсорсинг можно отдавать целые блоки задач, которые не считаются для компании фокусными и стратегически важными.

Так бизнес избавляется от дополнительной работы и делегирует ее тем, для кого она профильная, кто будет контролировать качество, дедлайны и прочие договоренности, а также предоставит результат за адекватные деньги

Минусы аутсорсинга

«Минусы аутсорсинга достаточно логично вытекают из плюсов. Исполнением и контролем работ занимаются сторонние люди, а вы, в свою очередь, контролировать процесс и результат не можете. Из-за этого могут проседать какие-то задачи, дедлайны, что-то может быть упущено», — добавил Юлиан Тырнов.

По его словам, если нанять на аутсорсинг профессионалов с большим релевантным опытом, то минусы сводятся к минимуму: при нормальной коммуникации и наличии обратной связи ошибки будут исправлены, а работа выполнена качественно.

По статистике, 84,2 процента мировых сделок по аутсорсингу заключаются в США, а выполняют их чаще всего в Индии, Китае и Малайзии. В США многие люди выступают против аутсорсинга, потому что он создает для других стран тысячи рабочих мест, которые могли бы достаться американцам. То есть компании платят меньше сотрудникам в Индии и получают больше прибыли, тогда как на родине растет безработица.

Виды аутсорсинга

  1. Аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO) предполагает передачу вовне целых бизнес-процессов. Они могут быть не связаны с основной специализацией компании, но нужны для ее работы — чаще всего это HR и бухгалтерия.
  2. Профессиональный аутсорсинг — когда поставщику передают конкретные задачи, а не все бизнес-процессы сразу. То есть компания привлекает профессионалов с конкретной экспертизой, которой ей не хватает.
  3. Аутсорсинг разработки программного обеспечения — компания отдает вовне создание, обслуживание и поддержку программ, которые нужны ей для работы.
  4. Проектный аутсорсинг, когда сторонним исполнителям отдают отдельную часть работы — например, разработку сайта или системы автоматизации. У этого проекта есть конкретное техническое задание, бюджет и дедлайн. Когда работа готова, отношения между компаниями заканчиваются совсем или продолжаются на другом проекте.
  5. Аутсорсинг производственных процессов. Компания перекладывает процесс создания товаров на подрядчика. Этот вид аутсорсинга часто используется в создании электроники, автомобилестроении, фармацевтике и производстве потребительских товаров. Производители часто находятся в другой стране, и за счет более дешевого труда и сырья компания снижает свои затраты.
  6. Аутсорсинг процессов обработки знаний (Knowledge Process Outsourcing, KPO) — компания нанимает экспертов для важных и наукоемких задач, которые требуют высоких когнитивных навыков, аналитических способностей и знаний в конкретной области. Например, так заказывают маркетинговые исследования, анализ данных, помощь в юридических процессах.

Какие задачи чаще всего отдают на аутсорсинг

По словам Юлиана Тырнова, это самые популярные и востребованные направления аутсорсинга. Они не ограничены конкретными отраслями — бизнес в разных сферах так или иначе поручает что-то подрядчикам.

«Бизнес передает на аутсорсинг делопроизводство, бухучет, доставку, клининг. Бюджетные учреждения тоже пользуются аутсорсингом в этих сферах. Но уже в рамках госзаказа», — добавил Михаил Провизион.

Популярность аутсорсинга в России

Исследование Superjob.ru в 2023 году показало, что российский ретейл все чаще обращался к аутсорсингу. При этом 91 проценту компаний в этой сфере не хватало сотрудников. Чаще всего сторонних работников нанимали крупные компании, которым требовались работники на производстве, в логистике, на складах и в магазинах — словом, линейный персонал вроде уборщиков, грузчиков, продавцов и водителей.

Популярен аутсорсинг и в другой области, которая нужна каждому бизнесу, — в бухгалтерии. За тот же 2023 год рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг вырос на 15,9 процента — его объем оценили в 390 миллиардов рублей. А в IT только за 2022 год каждая третья компания стала чаще привлекать сотрудников через аутсорсинг, чтобы решить проблему с дефицитом кадров.

«Сейчас в России это растущий рынок. В условиях жесткого дефицита кадров — и синих, и белых воротничков — едва ли не во всех отраслях аутсорсинг становится все более востребованным. Мы работаем в IT и знаем, что только в этой отрасли не хватает где-то около полумиллиона человек. И так почти во всех более-менее интеллектуальных отраслях в России», — отметил Юлиан Тырнов.

По его оценке, нехватка кадров будет сильной и острой как минимум ближайшее десятилетие. Поэтому спрос на аутсорсинг сохранится на высоком уровне.

«Я вполне допускаю, что это приведет к тому, что аутсорсинг будет импортироваться, то есть каких-то людей будут привозить, будут отдавать задачи и блоки внешним компаниям, другим странам», — заключил специалист.

Примеры аутсорсинга в мире

< Назад в рубрику