За последние годы в фитнес-индустрии в России произошел заметный подъем. Объем рынка увеличился вдвое и достиг 262,8 млрд, а доля россиян, посещающих клубы, выросла до 4,75 процента. Фитнесом занимается более семи миллионов человек, и это число растет с каждым годом, а новые клубы открываются с молниеносной скоростью по всей стране.
Развитие фитнес-индустрии
По результатам исследования Fitness Data, поступивших в распоряжение «Ленты.ру» за последние семь лет объем рынка фитнес-индустрия увеличился почти вдвое — с 138,7 миллиардов рублей в 2018 году до 262,8 миллиардов в 2024-м, среднегодовой темп роста составил 11,2 процента.
Доля россиян, посещающих фитнес-клубы, за это время выросла с 3,80 процента до 4,75 процента — это фактически каждый 20-й житель страны, в общей сложности их более семи миллионов. По наблюдениям аналитиков, рынок на некоторое время сократился лишь во время пандемии COVID-19, однако восстановление в номинальном выражении произошло уже в 2021 году.
«Пандемия стала поворотным пунктом для развития отрасли. Человек прочувствовал ситуацию, когда в течение нескольких месяцев необходимо было находиться без активного движения в замкнутом пространстве. Стало понятно, что это сильно влияет и на физическое состояние организма, и на ментальное состояние человека», — отмечает президент АОФИ Ольга Киселева.
При этом в предпочтениях посетителей произошел кардинальный сдвиг. Если раньше решающим фактором была цена, то теперь им стала географическая близость. Люди готовы платить больше, лишь бы клуб находился рядом с домом или работой.
C другой стороны, отмечают аналитики, для многих стал важен формат абонемента, чтобы клуб можно было посещать по подписке. При этом формате клиенты ежемесячно платят небольшую сумму, а не оплачивают сразу дорогостоящий годовой абонемент.
«Главные трендсеттеры сейчас — это клубы с рекуррентными платежами: DDX Fitness, Spirit. Fitness, Urbanfit, Yobody Fitness — они работают с наиболее молодой аудиторией, которая лучше реагирует на новинки», — поясняет управляющий партнер FitnessData Максим Боровиков.

Инфографика: Fitness Data
Факторы развития
Эксперты FitnessData выделяют три ключевых фактора роста рынка, связанных с изменениями в самой индустрии. Первый и основной — переход на рекуррентную систему платежей, к которой все чаще обращаются клубы. Доля таких платежей взлетела с 1 процента в 2018 году до 10 процентов по стране и до 20 процентов в Москве к 2024 году. Рекуррентные сети привели в индустрию около 500 тысяч новых клиентов и способствовали росту вовлеченности на 0,35 процентных пункта.

Инфографика: Fitness Data
«Плата за ежемесячную подписку оказалась проще финансово и психологически, особенно для молодой аудитории. Новым сетям удалось стать драйверами рынка», — подчеркивает Fitness Data Максим Боровиков.
По его словам, показательным в этом контексте является пример DDX Fitness, которая перешла к такой системе платежей одной из первых — компания открыла 100 клубов за семь лет. Данный результат, считает он, демонстрирует потенциал рекуррентной модели для быстрого масштабирования.
«Наша цель — увеличить вовлечённость населения в фитнес: только по Москве прирост рынка составил 50 процентов, скоро мы можем занять лидирующую позицию на мировом рынке, так как по количеству активных клиентов мы уже в ТОП-15 на мировом рынке», — заявил основатель DDX Fitness Иван Ситников.
Такой рост, по го мнению, можно объяснить просто: «Мы лучшие в Европе по трем параметрам: доступность цен, премиальное качество и спектр услуг».
Другим фактором роста рынка стал «студийный бум». За последние семь лет появилось более 3,5 тысячи новых студий, две тысячи из которых работают по сей день. Доля студийного сегмента увеличилась с 6,7 процента до 13,8. Студии вовлекли в фитнес дополнительно 0,2–0,3 процента россиян.
При этом новые клубы отошли от моноформата: более двух третей обзавелись саунами, SPA-зонами и термальными комплексами. Значительный рост показывают «мягкие» направления — студии стретчинга, йоги и пилатеса постепенно отвоевывают долю у силовых тренировок.
«В 2024 году студии составили 75 процентов новых объектов. Внедрение рекуррентной модели увеличило долю в продажах до 9,5 процента — в 2023 году она составляла лишь 4 процента», — сообщила президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина.
Кроме того, клубы научились зарабатывать на дополнительных услугах: их доля в общей структуре выручки выросла с 27 процентов до 32 он. В классическом сегменте именно дополнительные услуги были драйвером роста выручки, они росли в среднем в два раза быстрее основных услуг.
Изображение: Fitness Data
География роста: региональные лидеры
Около 30 процентов прироста рынка за 2018-2024 гг. обеспечила Москва, где он удвоился и достиг 105,4 миллиардов рублей. Регион продемонстрировал совокупный прирост отрасли в 50 миллиардов рублей, и DDX Fitness был среди первых рекуррентных операторов, вышедших на московский рынок. После Москвы лидируют Санкт-Петербург (+11 миллиардов), Екатеринбург (+5 миллиардов), Краснодар (+4 миллиарда) и Челябинск (+3 миллиарда).
1. DDX Fitness: +100 клубов
2. Spirit. Fitness: +34 клуба
3. Bright Fit: +23 клуба
4. Fitness House: +21 клуб
5. МетроFitness: +19 клубов
Доля 10 крупнейших операторов за это время выросла с 23 процентов до 28. Три новые компании — DDX Fitness, Spirit. Fitness и Bright Fit — вошли в топ-10, при этом темпы их прироста за семь лет превысили показатели остальных игроков в три раза. Рост сети DDX Fitness можно отметить как максимально прорывной для индустрии, особенно с учетом самостоятельного развития компании, а не прироста за счет франчайзинга, как у многих других крупных игроков. По данным Fitness Data данный игрок ворвался в топ-3 по количеству клубов в сети по РФ, при сохранении темпов у DDX Fitness есть все шансы выйти в лидеры рынка к концу 2025 года.

Инфографика: Fitness Data
Прогноз развития
Аналитики Fitness Data прогнозируют дальнейший рост индустрии: увеличение рынка до 525 млрд рублей к 2031 году со среднегодовым темпом в 10,4 процента. Процент проникновения может достичь 6,68 — это почти в полтора раза выше нынешнего уровня. При этом лидер рынка DDX Fitness планирует продолжить экспансию в регионах с высоким потенциалом роста, где фитнес-культура только формируется. Компания инвестирует более 14 миллиардов рублей в развитие инфраструктуры и продвижение здорового образа жизни среди населения.

Инфографика: Fitness Data
«Более половины наших клиентов — это те, кто ранее не занимались фитнесом. Мы хотим, чтобы фитнес стал таким же естественным процессом, как чистка зубов, завтрак по утрам, сон для каждого жителя нашей страны», - рассказал основатель сети DDX Fitness Иван Ситников. По его словам, мы же не раздумываем над тем, надо чистить сегодня зубы или нет. «Фитнес — это такой же способ поддержания своего здоровья, продления молодости, источник энергии» — уверен он.
«Фитнес продолжит смещаться ближе к потребителю — небольшие студии и «сухие» клубы до 1,5 тысяч квадратных метров в шаговой доступности станут самым быстрорастущим сегментом. Будет расти вовлечение «сложных» групп: младше 18 и старше 55 лет», — прогнозирует Максим Боровиков.
По мнению Елены Силиной, лидерами станут операторы, способные масштабироваться за счет франшиз, рекуррентных моделей и гибких форматов. Сильнее всего будут развиваться те компании, которые объединят технологичность и социальную миссию.
Таким образом, заключают эксперты, российская фитнес-индустрия переживает период кардинальной трансформации. Благодаря рекуррентной модели, от элитарной услуги она превратилась в массовый продукт, доступный широким слоям населения.
«Роль играет и то, что новое поколение, которое вступает в платежеспособный возраст, очень внимательно относится к собственному здоровью — и к физическому, и к психологическому», — считает Ольга Киселева.
При сохранении текущих трендов российская фитнес-индустрия продолжит опережать многие другие отрасли по темпам роста, предоставляя возможности как для новых игроков, так и для дальнейшего развития существующих операторов.