В казахстанском медийном поле вновь появилась публикация КазТАГ, в которой издание заявляет, что президенту Касым-Жомарту Токаеву якобы доложили о «множестве нарушений» со стороны структур Freedom Holding и лично Тимура Турлова. Однако внимательное изучение текста показывает: в основе материала — не факты, а интерпретации самого агентства. «Лента.ру» изучила ситуацию.
Как из своего запроса делают сенсацию
В новой публикации КазТАГ сообщает, что направило запрос в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). В запросе журналисты утверждают, что регулятор якобы выявил серьезные нарушения в структурах Freedom Holding, и ссылаются на «информирование руководства страны».
В ответ АРРФР сослалось на нормы закона, запрещающие разглашение банковской и коммерческой тайны, — стандартная практика для всех участников финансового рынка. Такие ответы регулятора даются в подавляющем большинстве аналогичных запросов от СМИ
Тем не менее КазТАГ подает отказ АРРФР нарушать законодательство как прямое подтверждение своих предположений — создавая иллюзию, что «молчание знак согласия». Фактически же регулятор лишь разъяснил обязательства, предусмотренные законом, и не подтверждал ни одного из тезисов агентства.

Almaty, Kazakhstan, 10.08.2023. The monument to the independence of Kazakhstan and the akimat (mayor's office) of the city of Almaty on an autumn morning . Фото: MaxZolotukhin / Shutterstock / Fotodom
Почему к подходам КазТАГ возникли вопросы
Издание КазТАГ регулярно публикует материалы с резкими тезисами в адрес Freedom Holding и Тимура Турлова. При этом в статьях часто используется эмоционально окрашенная подача, предположения и мнения сторонних лиц без достаточной проверки.
Ряд примеров:
- обвинительные формулировки подаются через фразы «связываемое с Freedom», «по мнению», «предположительно», но в заголовках преподносятся как факт;
- отдельные частные истории подаются как системные проблемы рынка;
- запросы в госорганы выполняют роль информационного повода, а не источника фактов: если уполномоченный орган не разглашает охраняемую законом информацию, это преподносится как намек на масштаб нарушений.
Характерным примером стала история Жанны Капаровой, в которой агентство КазТАГ выступило практически рекламным агентом SMM-маркетолога. Мать женщины добровольно передала доступ к своему счету человеку, который был вхож в их семью и некогда работал на брокерское подразделение холдинга. Проверки прокуратуры показали отсутствие состава преступления, и дело было закрыто. Несмотря на это, негативная риторика в адрес Freedom Holding и Тимура Турлова продолжалась, как и успешная коллаборация КазТАГ и Капаровой.

Astana, Kazakhstan. 07.09.2018. Scenic aerial view of the central part of the capital of Kazakhstan, the city of Astana with the residence of the President of Kazakhstan on a summer evening. Фото: MaxZolotukhin / Shutterstock / Fotodom
Информационная кампания на долгой дистанции
После завершения проверки АРРФР КазТАГ заявляло, что «регулятор ничего не делает», затем — что «делает слишком мало», а теперь — что «нарушения столь серьезны, что доложены президенту».
При этом агентство систематически обходило вниманием официальные разъяснения Freedom и официальные результаты проверки государственного ведомства
Компания Freedom Holding подчеркивает, что:
- оказывает необходимое содействие регуляторам;
- публикует официальные разъяснения по каждому резонансному кейсу;
- придерживается норм международного комплаенса и стандартов публичной отчетности.
Однако эти данные регулярно остаются вне публикаций КазТАГ, что создает впечатление односторонней информационной кампании.

Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. Фото: Alexey Pevnev / Shutterstock / Fotodom
Позиция Freedom Holding и Тимура Турлова
Freedom и ее основатель Тимур Турлов неоднократно заявляли, что придерживаются принципа нулевой толерантности к распространению недостоверной информации. Компания уже инициировала ряд юридических действий в ответ на недостоверные публикации и публично заявляет о готовности защищать свою деловую репутацию в правовом поле.
Свобода слова не предполагает свободу клеветы. Freedom Holding оставляет за собой право требовать привлечения к ответственности лиц и организаций, которые сознательно вводят общественность в заблуждение.
