Интернет и СМИ
17:39, 11 июня 2019

Журналиста Голунова решили отпустить Его вина не доказана. Глава МВД обещает уволить главного московского борца с наркотиками

1. Уголовное преследование Голунова прекратили за недоказанностью вины

Глава министерства внутренних дел Владимир Колокольцев объявил о решении освободить журналиста «Медузы» Ивана Голунова от уголовной ответственности в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления. Журналиста освободят из-под домашнего ареста 11 июня.

«По результатам проведения биологических, криминалистических, дактилоскопических и генетических экспертиз принято решение о прекращении уголовного преследования гражданина И. Голунова в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления. Сегодня он будет освобожден из-под домашнего ареста, а обвинения сняты», — пообещал руководитель МВД.

Колокольцев заявил о прекращении уголовного преследования, однако сама по себе недоказанность вины не является реабилитирующим основанием. Это означает, что, согласно процедуре, расследование уголовного дела должно быть продолжено (в том числе сбор доказательств вины), а Голунов останется во всех соответствующих базах правоохранителей. По информации «Ленты.ру», в настоящее время постановления о прекращении уголовного дела нет — теперь в нем просто отсутствует обвиняемый.

2. Действия полицейских изучат в Следственном комитете

Материалы внутреннего расследования переданы из подразделения собственной безопасности МВД в Следственный комитет России. Там оценят правомерность действий сотрудников полиции, задержавших гражданина. Речь идет об Акбаре Сергалиеве, Романе Феофанове, Дмитрии Кожанове, Денисе Коновалове, Игоре Лопатине, Андрее Щирове. На период проверки их отстранили от работы.

3. Начальников задерживавших журналиста полицейских могут уволить

Колокольцев заявил о намерении просить президента России Владимира Путина об отставке начальника полицейских, задерживавших Голунова, а также главы УВД по ЗАО Андрея Пучкова и руководителя московского управления по контролю за оборотом наркотиков генерал-майора Юрия Девяткина.

«Считаю, что независимо от профессиональной принадлежности любого гражданина его права должны быть всегда защищены», — заявил чиновник.

4. Голунов провел под арестом четыре дня

8 июня Никулинский суд столицы отправил журналиста «Медузы» под домашний арест. Он был задержан двумя днями ранее в центре Москвы. Голунову предъявили обвинение в покушении на сбыт наркотиков. Их обнаружили в его рюкзаке при задержании, а также в съемной квартире, где он проживает.

Журналист убежден в том, что наркотики ему подбросили. Голунов утверждает, что никогда не имел отношения к наркотическим препаратам и сам их не употреблял. Он полагает, что уголовное преследование связано с его расследованием о похоронном рынке. В связи с готовящимся материалом, по его словам, ему поступали угрозы.

5. В деле Голунова нашли много противоречий

С момента задержания Голунова его коллеги обращали внимание на нарушение его прав и наличие противоречий в его деле. В частности, журналист утверждал, что ему порядка 14 часов не давали связаться с близкими и адвокатом, применяли давление, а также отказались взять смывы с рук и срезы ногтей, которые бы подтвердили или опровергли, имел ли он контакт с наркотиками. В МВД эту информацию опровергали, настаивая на том, что журналист сам отказался сдать смывы и срезы, согласившись лишь предоставить мочу на анализ.

Позже журналист прошел эту процедуру в присутствии общественников. Экспертиза не обнаружила на его руках и под ногтями следов запрещенных веществ. Тест на наркотики также показал отрицательный результат.

Кроме того, подозрения вызывали фотографии, которые МВД выложило на своем сайте в качестве доказательства, что Голунов хранил дома наркотики. Восемь из девяти фотографий с веществами оказались сделаны не в его доме. После заявления близких журналиста о том, что снимки не из его дома, и последовавшего за этим общественного возмущения правоохранители оговорились, что фото сделаны в рамках следственных действий, имеющих отношение к группировке, сбывающей наркотики в столичном регионе. Публикацию фотографий назвали ошибкой.

Кроме того, начальник отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве полковник Андрей Щиров заявлял, что Голунов находился в оперативной разработке с марта, однако оперативники узнали о том, что он журналист, только с его слов через несколько часов после задержания. Позже полковник Щиров в беседе с корреспондентом «Настоящего времени» заявил, что нестыковок в деле журналиста он не видит. По его словам, нестыковки в нем видят только «гражданские», а профессионалу «все очевидно».

6. Дело проходило при беспрецедентном участии прессы

Обстоятельства задержания Голунова и расследование вызвали критику со стороны коллег журналиста, которые устроили серию одиночных пикетов у здания главного управления МВД по Москве. Также в прессе и социальных сетях появилось множество публикаций в его поддержку, а три деловые газеты — РБК, «Коммерсантъ» и «Ведомости» — 10 июня вышли с одинаковой первой полосой, которая была посвящена Голунову. Вслед за ними к акции «Я/Мы Иван Голунов» присоединилось многие СМИ по всей стране.

В защиту коллеги выступили тысячи журналистов, поставивших подписи под петицией Профсоюза журналистов и работников СМИ. Еще больше голосов собрала петиция на сайте Change.org — свыше 180 тысяч голосов.

За день до освобождения Голунова журналисты договаривались о проведении митинга в его поддержку. Акция была намечена на 12 июня. По словам ее организаторов, переговоры с мэрией зашли в тупик. После освобождения журналиста они предложили не устраивать митинг в День России, но все равно согласовать его проведение в центре столицы в ближайшие дни. Это выступление они назвали необходимым, поскольку виновные не наказаны. Власти Москвы согласовали марш в поддержку Голунова на 16 июня.

Иван Колпаков, главный редактор издания «Медуза», с которым сотрудничает Голунов, после отправки журналиста под домашний арест, а не в СИЗО отмечал, что избрание такой меры пресечения стало возможным благодаря журналистской солидарности. «По нынешним меркам то, что произошло — невероятно. И, безусловно, победа», — отметил он.

Тема ареста журналиста обсуждалась и высшими чиновниками, в том числе на встрече президента России Владимира Путина и уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что допущенные в ходе дела нарушения вызывают недоверие к правоохранительным органам.

< Назад в рубрику