Тяжелая ракета-носитель Atlas V с космическим кораблем Boeing Starliner стартовала с базы ВВС США на мысе Канаверал (штат Флорида) 20 декабря в 06:36 по времени восточного побережья (в 14:36 по московскому времени). Стыковка летательного аппарата с модулем Harmony американского сегмента МКС должна произойти примерно через сутки. Соответствующую процедуру проведут находящиеся на околоземной орбите астронавты НАСА Кристина Кук и Джессика Меир. У МКС космический корабль проведет восемь суток, после чего (28 декабря) при помощи парашютной системы приземлится на территорию полигона «Белые пески» (штат Нью-Мексико).
Первая миссия Starliner к МКС, получившая название Boeing Orbital Flight Test (Boe-OFT), является беспилотной. В ходе первой (беспилотной) миссии Starliner НАСА и американская компания Boeing, разработавшая космический корабль, проверят несколько его ключевых систем. Во-первых, на борту летательного аппарата находится манекен Rosie the Rocketeer («Рози-ракетчица»), оснащенный множеством датчиков, отслеживающих ключевые характеристики полета. Идея подобного названия восходит ко временам Второй мировой войны, когда в 1943 году американский художник Норман Роквелл создал образ Rosie the Riveter, символизирующий женщин в оборонно-промышленном комплексе США. Во-вторых, Starliner оснащен стыковочной системой, которая планируется использоваться НАСА в лунных миссиях. Также космический корабль доставит на МКС около 270 килограммов полезного груза, в частности, продукты питания, одежду и подарки к праздникам.
Космический корабль рассчитан для доставки до семи человек на МКС. На околоземной орбите в составе международной станции 13-тонный Starliner способен находиться до 210 суток, в беспилотном автономном полете — около трех суток. Диаметр космического корабля составляет 4,56 метра, высота — 5,03 метра, что превышает габариты командного модуля Apollo, отправившего первых людей к Луне. Одна капсула Starliner, допускающая до десяти запусков в космос, предполагает выведение на тяжелых ракетах Atlas V, Delta IV и Falcon 9, а также перспективном носителе Vulcan. Приземление космического корабля проводится на сушу и предполагает использование теплозащитного экрана, парашютной системы и подушки безопасности.
Для запуска Starliner используется специальная модификация Atlas V, отличающаяся отсутствием головного обтекателя полезной нагрузки, которая получила название N22. В перспективе, примерно через два года, данный носитель, на первой ступени которого установлен российский двигатель РД-180, будет заменен на ракету Vulcan, не включающую подобных зарубежных комплектующих.
Пуск Falcon 9 c беспилотным частично многоразовым Crew Dragon состоялся 2 марта в 10:49 по московскому времени со стартовой площадки 39A Космического центра Кеннеди (Флорида). На околоземной орбите космический корабль пробыл шесть суток. Первый испытательный пуск Crew Dragon получил название Demo-1. На борту космического корабля находилось антропоморфное испытуемое устройство Ripley, названное в честь героини Сигурни Уивер из фильма «Чужой». Манекен был одет в скафандр от SpaceX и оснащен датчиками, отслеживающими, в частности, испытываемые в ходе полета перегрузки, а также вибрационные и акустические нагрузки и изменение радиационного фона. Всего в ходе Demo-1 на МКС было доставлено примерно 180 килограммов полезных грузов.Crew Dragon, подобно Starliner, при спуске использует парашютную систему, однако приводняется, а не приземляется.
В первой миссии проверялась работа ключевых систем, в частности, стыковки, связи, телеметрии и электроснабжения, а также контроль параметров жизнеобеспечения внутренней среды (например, давления, температуры и влажности) кабины космического корабля. Особое внимание уделялось тестированию парашютной системы и безопасности баллонов системы наддува, содержащих жидкий гелий, к которым у НАСА были серьезные претензии.
Последний пилотируемый полет НАСА в космос проходил в июле 2011 года. После закрытия американской программы Space Shuttle доставка людей на МКС осуществлялась исключительно советско-российскими одноразовыми трехместными кораблями «Союз ТМА», «Союз ТМА-М» и «Союз МС». После присоединения Крыма к России и событий на юго-востоке Украины в 2014 году США решили активизировать работы по созданию собственных космических кораблей для доставки людей на МКС. НАСА победителями соответствующего тендера в рамках программы Commercial Crew Transportation Capability (CCtCap) в сентябре того же года объявило американские компании SpaceX и Boeing. Проект Crew Dragon получил 2,6 миллиарда долларов, Starliner — 4,2 миллиарда.
«Для НАСА и нации это был непростой, но наилучший выбор. Мы получили многочисленные предложения от наших аэрокосмических компаний. Высококвалифицированные американские фирмы, единые в желании вернуть отправку человека в космос с территории США, соревновались за то, чтобы послужить нации и покончить с нашей зависимостью от России. Я приветствую их инновации, тяжелый труд и патриотизм», — сказал тогдашний глава НАСА, генерал-майор морской пехоты в отставке Чарльз Болден.
Испытательные орбитальные пуски Crew Dragon и Starliner, планировавшиеся провести уже в 2017 году, неоднократно переносились. В настоящее время известно, что первые пилотируемые миссии данных кораблей должны состояться в первой половине 2020 года. Тем не менее НАСА для подстраховки планирует купить у «Роскосмоса», контракт с которым по доставке астронавтов на МКС истекает в апреле 2020 года, еще два места на «Союз МС».
«Еще до весны будущего года мы увидим, как американский астронавт на американском космическом корабле с американской территории отправляется в космос. У нас будут свои средства доставки на орбиту, и нам больше не нужно будет летать на российских кораблях», — заявил в ноябре вице-президент США Майкл Пенс в Исследовательском центре имени Джозефа Эймса (Калифорния).
После этого США будут самостоятельно доставлять своих астронавтов на МКС, пользуясь российскими «Союз МС» лишь эпизодически в рамках пока еще имеющего место сотрудничества между НАСА и «Роскосмосом». Всего до 2024 года включительно, когда заканчивается официальный срок работы станции, Crew Dragon и Starliner в ходе 12 миссий должны доставить на околоземную орбиту 48 человек.
Согласно отчету Управления главного инспектора, опубликованному в ноябре, одно место на Crew Dragon в среднем стоит 55 миллионов долларов, а на Starliner — 90 миллионов (в Boeing не согласны с подобной оценкой), тогда как по состоянию на июль текущего года НАСА за 70 мест для астронавтов на российских пилотируемых космических кораблях серии «Союз» заплатило «Роскосмосу» 3,9 миллиарда долларов (то есть в среднем 55,7 миллиона долларов за место), включая 373,5 миллиона долларов за 5 мест, полученных Boeing (в том числе от ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» по итогам урегулирования споров из-за плавучего космодрома «Морской старт»). Всего, начиная с 2006 года, стоимость места на «Союзах» для НАСА выросла с 21,3 миллиона до 86 миллионов долларов.
Стоит заметить, что в SpaceX полную стоимость одного пуска Crew Dragon, при условии заказа не менее четырех таких космических кораблей в год, оценивают в 160 миллионов долларов, то есть менее 23 миллионов за человека (в случае максимально заполненной кабины).
В марте глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин привел свою «экспертную оценку» стоимости места на американских космических кораблях. По его словам, одно место там будет стоить 110-120 миллионов долларов, а в настоящее время от продажи мест на «Союз МС» госкорпорация «имеет маржу достаточно большую», поскольку «у нас минимум в два раза кресло дешевле». Тогда же Рогозин отметил, что SpaceX не сможет «демпинговать на цене кресла» Crew Dragon, поскольку соответствующий космический корабль создавался в рамках гражданской программы.
Стоит отметить, что, в отличие от одноразового трехместного российского «Союза», каждый из многоразовых семиместных Crew Dragon и Starliner предполагается использоваться для транспортировки к МКС минимум четырех человек один-два раза в год, а незанятые места предполагается задействовать для доставки различных полезных грузов.
Кроме Crew Dragon и Starliner, предназначенных для полетов на околоземную орбиту, в США уже готов пилотируемый космический корабль Orion, разработанный компанией Lockheed Martin для полетов в дальний космос, в частности, к Луне и Марсу. Первый испытательный пуск Orion (в беспилотном режиме) состоялся в декабре 2014 года, когда пилотируемый корабль удалился от Земли на расстояние 5,8 тысячи километров и пересек радиационный пояс (пояс Ван Аллена) планеты.
Многоразовый космический корабль Orion, предназначенный для пилотируемых миссий в дальний космос (к Луне и Марсу), создается американской компанией Lockheed Martin. Общая масса Orion превышает 20 тонн, высота грузового модуля конусообразной формы — более трех метров, диаметр основания — около пяти метров. Orion способен брать на борт до шести астронавтов. Беспилотный облет Луны космическим кораблем запланирован на 2020-2021 года. Средством выведения Orion выступит создаваемая Boeing сверхтяжелая ракета Space Launch System (SLS).
Кроме этого, НАСА и западные партнеры обладают обширным парком транспортных грузовых кораблей, которые по своим возможностям превосходят советско-российские «Прогресс МС», способные перевозить всего 2,6 тонны грузов. По массе доставляемых грузов данный грузовик уступает американским кораблям Northrop Grumman Cygnus (до 3,5 тонны) и SpaceX Dragon (до 6 тонн), а также японскому Mitsubishi Kounotori (до 6,2 тонны). Кроме того, Dragon — единственный грузовик, способный возвращать на землю грузы (до 3,5 тонны).
Подобный разрыв в технологических возможностях с НАСА понимают в «Роскосмосе», однако в публичном пространстве предпочитают не признавать его. «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута», — заявил в апреле 2014 года Дмитрий Рогозин, занимавший тогда должность вице-премьера.
В ноябре чиновник, занимающий сегодня кресло главы госкорпорации, заявил, что «единственный, кто может быть без профильного образования в ракетно-космической отрасли, — это генеральный директор». По мнению Рогозина, данная должность является политической, а не технической. Тогда же менеджер признал, что «Роскосмос» не удовлетворяет текущим запросам россиян относительно политики страны в космической сфере.
Потеря монополии в пилотируемой космонавтике вместе с прекращением экспорта в США двигателей РД-180 и РД-181 и резким сокращением числа коммерческих пусков ракет-носителей, что составляет основные статьи дохода «Роскосмоса», поставит российскую космическую отрасль в чрезвычайно жесткие финансовые условия. Кроме того, до недавнего времени пилотируемая космонавтика была одним из немногих конкурентных преимуществ России на мировой арене, позволяющая США хоть как-то считаться с первой. Потеря одного из основных советских достижений, о котором в настоящее время напоминают лишь музеи и разрисованные вагоны метро, а не реальные технологические результаты, не может не сказаться на престиже государства и отношении к этому в гражданском обществе.
После публикации материала стало известно, что Starliner вышел на незапланированную орбиту из-за аномалии в системе подсчета полетного времени Mission Elapsed Time (MET). При этом космический корабль находится под контролем и на стабильной орбите. В Boeing добавили, что Starliner не достигнет МКС и выведен на орбиту, позволяющую космическому кораблю через 48 часов приземлиться на территории полигона «Белые пески». Там же отметили, что на космическом корабле осталось только 75 процентов топлива, необходимого для миссии к МКС, которое будет потрачено на проведение летных испытаний.