Научно-исследовательское судно вышло в свое плавание в пятницу, 2 сентября. Маршрут платформы начинается в Петербурге, после чего она направится в Мурманск, где на судно погрузят все необходимое для работы оборудование. Кроме того, в Мурманске экипаж «Северного полюса» пополнится командой ученых. Из Мурманска платформа двинется в сторону Новосибирских островов -- архипелага в Северном ледовитом океане, где по плану платформа должна лечь в дрейф. «Северный полюс» вмерзнет в лед и будет оставаться в таком положении до двух лет.
Все это время платформа будет вести исследования -- данные об Арктике будут обрабатываться круглогодично -- благодаря дрейфу судну не нужно будет тратить время для захода в порт и пополнения пополнения запасов топлива. Если же на пути «Северного полюса» встретится лед, который судну придется преодолеть, оно сможет пройти через него само, без помощи ледокола. Ориентировочный срок службы «Северного полюса» составляет 40 лет.
Первая научная экспедиция в Арктику состоялась в 1937 году -- ей командовал легендарный полярник Иван Папанин. Вместе со своим экипажем он девять месяцев дрейфовал на льдине, получая прорывные для науки сведения. Изучение региона на полярных станциях не прекращалось вплоть 75 лет, однако в середине десятых годов двадцатого века программу поставили на паузу из-за изменения климата в регионе -- площадь льда сильно сократилась. Последнее судно-платформа «Северный полюс-40» ушло из Арктики в 2013 году.
Сведения, которые получит «Северный полюс», станут первыми за 10 лет данными из Арктики. Благодаря им существенно продвинется вперед добыча полезных ископаемых. По заявлению директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, благодаря росту интереса к добыче ископаемых в регионе, существенно вырастет грузопоток, и для обеспечения его безопасности ученые должны обладать опережающими знаниями, добыть которые сможет именно новый «Северный полюс».
«Фундаментальные исследования крайне необходимы для того, чтобы быть на шаг впереди, знать, что будет в Арктике завтра», -- заявлял он.
По словам Макарова, при планировании экспедиции в Арктику Россия руководствуется иным подходом, нежели другие страны-исследователи региона. Он отметил, что в то время иностранные коллеги отправляют столь масштабные исследовательские проекты лишь для разовых исследований, российская полярная станция является полноформатным и долгосрочным проектом.
«Выстроилась очередь из иностранных коллег, которые заинтересованы поучаствовать в экспедиции», -- добавил он.
Инженеры-кораблестроители смогли разместить на борту «Северного полюса» 16 лабораторий. Благодаря имеющемуся в них оборудованию, ученые смогут вести ионосферные наблюдения, изучить акустическую томографию Арктического бассейна, отследить механику разрушения льда и провести магнитные и гравитационные исследования. Кроме того, неподалеку от места дрейфа судна -- на расстоянии в 500 метров -- ученые разобьют мобильный лагерь, где также будут вести исследования в специальных «лабораторных домиках». Предполагается, что на судне смогут одновременно работать 34 научных сотрудника.
Создавшие судно инженеры позаботились и о комфортном пребывании всего экипажа на платформе: одну из палуб оснастили взлетно-посадочной площадкой, способной принять вертолеты Ми-8 и Ми-38, и именно авиацией экипажу будут доставлять продукты, одежду и дополнительное оборудование.
В программу заложено строительство еще тринадцати судов для изучения арктического региона. Как сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, на базе проекта «НИС-АР» в России уже строятся пять судов, также прорабатываются вопросы размещения на отечественных производственных площадках серии из трех крупнотоннажных научных судов. Реализация программы планируется к 2035 году и предусмотрена нацпроектом «Наука». Согласно ему, уже к 2024 году в России должны быть организованы порядка 250 морских научных экспедиций.