Президент России Владимир Путин заявил об обновлении ряда положений ядерной доктрины страны. На постоянном совещании Совета безопасности России по ядерному сдерживанию он анонсировал адаптацию документов стратегического планирования к современным реалиям с учетом возникновения новых источников военных угроз для России и ее союзников. Основные положения — в материале «Ленты.ру».
Российская доктрина ядерного сдерживания теперь будет действовать в отношении более широкой категории государств и военных союзов. В частности, агрессию со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства Путин предложил рассматривать как совместное нападение этих стран на Россию.
«Мы видим, что современная военно-политическая обстановка динамично меняется. Мы обязаны это учитывать, в том числе возникновение новых источников военных угроз и рисков для России и наших союзников. Важно прогнозировать развитие ситуации и, соответственно, адаптировать положения документа стратегического планирования к нынешним реалиям», — заявил президент.
Условия применения Россией ядерного оружия в ответ на агрессию в новой редакции ядерной стратегии прописаны более четко, заявил Путин. По его словам, в документе дополнен перечень военных угроз, для нейтрализации которых выполняется ядерное сдерживание.
Так, основанием для применения ядерного оружия станет массированный старт в сторону российской территории различных средств воздушно-космического нападения, а также пересечение ими российской границы. В том числе речь идет о беспилотниках.
Агрессия против Белоруссии как союзника России также может повлечь за собой ядерный удар со стороны Москвы, заявил Путин. «С белорусской стороной, с президентом Белоруссии все эти вопросы согласованы», — отметил российский лидер.
При этом ответные действия России при нападении на союзников были прописаны в доктрине и ранее, однако не конкретизировалось, какие именно это страны. Там говорилось: «Гарантированное сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников относится к числу высших государственных приоритетов».
Россия ответственно подходит к теме ядерного оружия и стремится не допустить его «расползания» в мире, заявил глава государства.
«Все уточнения [ядерной доктрины] являются глубоко выверенными и соразмерными современным военным угрозам и рискам в отношении Российской Федерации», — сказал Путин.
Он считает, что ядерная триада остается важнейшей гарантией безопасности России и инструментом поддержания баланса в мире.
В заседании постоянного совещания приняли участие заместитель председателя Совета безопасности страны Дмитрий Медведев, первый вице-премьер Денис Мантуров, министр обороны Андрей Белоусов, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, а также руководители «Роскосмоса» и «Росатома» Юрий Борисов и Алексей Лихачев и другие чиновники.
Позже планы Путина изменить ядерную доктрину прокомментировал Медведев. По его мнению, это позволит «остудить пыл тех противников, кто не утратил еще чувства самосохранения».
«Ну а для тупоголовых останется только римская максима: caelo tonantem credidimus Jovem Regnare...» — написал Медведев.
При этом он обратил внимание на слова Путина о том, что агрессия против России со стороны государства, не обладающего ядерным оружием, но при поддержке или с участием страны с ядерным вооружением, будет рассматриваться как совместное нападение.
Изменения ядерной доктрины России позволят ей стать более эффективной и гибкой, считает председатель Комитета Государственной Думы по обороне Андрей Картаполов.
«Они внесены для того, чтобы наша ядерная доктрина соответствовала реалиям сегодняшнего дня, а цели — для того, чтобы она была гибкой и ей можно было бы пользоваться более эффективно», — сказал депутат.
В частности, в сентябре почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики (ВШЭ), политолог-международник Сергей Караганов заявил, что Россия вправе ответить ядерным оружием на удары Украины дальнобойным оружием. Он считает, что речь идет не только о ситуациях при ударах украинских войск, но и при вторжении сил Киева на территорию России — например, в Курскую область.
«Главная цель доктрины должна заключаться в том, чтобы все нынешние и будущие противники были уверены, что Россия готова применить ядерное оружие. Это не только наша обязанность перед нашей страной и нашими гражданами, которые сейчас находятся на фронте и даже уже теперь в мирных городах, это наша обязанность и перед миром», — сказал он.
29 мая член Совета по внешней и оборонной политике, преподаватель НИУ ВШЭ и эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов заявил, что Москва должна послать всему миру сигнал, проведя демонстративные ядерные испытания, для того чтобы предотвратить удары Украины западным дальнобойным оружием по российской территории. Он подчеркнул, что «для подтверждения серьезности намерений России» учения необходимо провести не только с использованием тактического ядерного оружия, но и задействовать в них стратегические ядерные силы.