Артемий Троицкий, музыкальный критик

Пресс-конференция
07.09 14:31
Артемий Троицкий. Фото Александра Котомина,
Артемий Троицкий. Фото Александра Котомина, "Лента.Ру".

Артемий Троицкий, музыкальный критик

Способна ли рок-музыка объединить людей?
Рок-музыка в России снова, как в 1980-е, стала символом протеста. Музыканты вновь вскрывают пороки общества и борются за справедливость. Лидер ДДТ Юрий Шевчук поддержал защитников Химкинского леса, выступив на многотысячном митинге на Пушкинской площади, и помог им добиться приостановки вырубки леса под трассу. Инициативу поддержали даже приехавшие в Москву с гастролями U2. Станет ли рок реальной движущей силой общества или это только временное, разовое явление? Каким другим музыкальным жанрам под силу сплотить людей? Можно ли при помощи музыкантов и их творчества решить другие наболевшие проблемы? На эти и другие вопросы в интервью читателям "Ленты.Ру" ответил музыкальный критик и один из организаторов митинга в защиту Химкинского леса Артемий Троицкий.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
fil [31.08 22:11]

Артемий,

1. каким образом вы пришли к идее защиты Химкинского леса? К вам обратились за помощью в организации концерта или эта проблема каким-то образом коснулась вас лично и вы действовали по собственной инициативе?

2. Понимали ли вы, что к экологической акции на Пушке присоединятся различные оппозиционные силы, которые будут использовать ее в своих личных целях?

3. Не возникало ли у вас желание попытаться решить подобным образом какие-либо другие проблемы?

1. Я могу точно сказать, что лично меня эта проблема в бытовом смысле никак не касается, потому что живу я в Москве на Воробьевых Горах, а дача у меня находится под Звенигородом. Химкинский лес мне мало знаком, я вижу его только из окна автомобиля, когда время от времени объезжаю большие пробки в "Шереметьево" по дороге, которая как раз петляет в районе Химкинского леса. Проезжая этой дорогой, я ловил себя на мысли о том, какой красивый лесок, как близко от Москвы, и как здорово, что его еще не вырубили. Что касается прочих вариантов ответа, то я думаю, что присоединился к защитникам леса просто из-за того, что начальный импульс был дан двумя людьми, и оба этих человека мне очень симпатичны – это Юра Шевчук и Женя Чирикова. Когда я узнал, что они замышляют что-то совместное и хотят принять меня в свою команду, я сказал: "Давайте, ребята, с большим удовольствием".

2. Знаете что, "волков бояться – в лес не ходить". Мы отдавали себе отчет в том, что эту акцию могут попробовать использовать в целях собственной агитации и пропаганды самые разные люди, тем не менее, я ни секунду не сомневался в том, что надо ее провести. Кстати говоря, все политактивисты, которые пришли на Пушкинскую площадь 22-го числа, вели себя в высшей степени деликатно и не особенно выпячивали свою политическую программу, поскольку прекрасно понимали, что эта акция экологическая.

3. Естественно, у меня есть такое желание. Я, вообще, занимаюсь этим уже довольно давно, это не первый раз, когда я озаботился какой-либо экологической или социально-экологической историей. Я занимался и проблемами Байкала, и убийством бельков, и всякими нашими драконовскими законами об охоте и так далее. Я, кстати, категорический противник охоты, считаю, что это варварское убийство, и в цивилизованном мире она должна быть запрещена, если не идет речь, скажем, о каких-то таежных промыслах. Если речь идет о спортивной охоте, в кайф, то это я считаю убийством и садизмом, этого просто не должно быть в современном мире. Сытые благополучные люди, если им очень нравится есть убитых животных, пусть делают это в ресторанах, а не убивают их собственными руками ради удовольствия, потому что это – садизм.

Короче говоря, я занимаюсь этим довольно давно, много лет и прекращать эти занятия не собираюсь. Я думаю, что сейчас настало время вплотную заняться Байкалом, потому что степень свинства и лицемерия, которую допускают наши власти по отношению к этому священному озеру, уже зашкаливает. Пора поднимать народ на битву за это великое озеро.

Александр Готовко [01.09 10:48]

Артемий здравствуйте!

Что важное должно произойти, чтобы рок-журналист, музыкальный критик, один из ведущих специалистов по современной музыке и просто порядочный человек Артемий Кивович Троицкий стал политиком?

Андрей [01.09 12:41]

Артемий, здравствуйте!

Я считаю, что Вы не хуже Шевчука или кого угодно можете возглавить и сплотить людей. Вы готовы взять на себя такую ответственность? Повести людей за собой?

Я занимаюсь тем, что реально доставляет мне удовольствие. Когда я слышу о политике, вижу политику, чувствую ее гнилой запах, мне становится неприятно, поэтому я никогда не стану политиком.

Афтаб [01.09 00:43]

Уважаемый Артемий,

Раньше все наши рокеры были против одного врага - советской власти, их и их поклонников объединяло стремление к свободе. Теперь одни поют о медитации, другое рубят бабло, третьи возбуждают православный дух, байкеры (уж кто бы мог подумать) организовывают патриотические фестивали с участием власти. Можно ли в такой ситуации объединиться и кого-то объединить?

И еще вопрос: кто в России сейчас самый главный и лучший рокер?

Вячеслав [31.08 23:09]

Здравствуйте. Артемий , редакция ленты уже задала мой вопрос: Способна ли рок-музыка объединить людей?

музыканты, поэты, художники, принципиально не создают партию?

кажется таким людям и с такими взглядами на мир пора бы говорить голосами людей , которые понимают их.

вроде почин уже есть.

Спасибо!

P.S.здоровья вам и успехов в творческих планах!

Алекс [31.08 23:02]

Здравствуйте, Артёмий Кивович. Является ли для вас понятие "рок-музыка" чисто музыкальным или за ним стоит определённая идеология?

Я считаю, что никого объединять не надо. Рок-музыка давно перестала быть символом чего-то, рок-музыка сейчас - это просто музыкальный жанр и часть шоу-бизнеса. Точка. В этом смысле 80-е годы не вернутся уже никогда. Поэтому если объединять музыкантов, то делать это надо не по стилистическому принципу, а по принципу того, в каком месте и с какой частотой бьется их сердце. Люди, которые сейчас действительно больше всего озабочены баблом, карьерой или не озабочены вообще ничем, кроме пьянства и секса, пусть идут своим путем, это их выбор. Что касается артистов неравнодушных, артистов, у которых есть какой-то такой социально-экологический, политически мотивированный драйв, чьи глаза не погасли, этих артистов не надо объединять, они сами будут объединяться и никак не по стилистическому признаку. Это могут быть рэперы или рокеры, или барды. Совершенно не важно, какую музыку они исполняют – бардовские песни или электроклэш. Важно то, каким местом они думают, что они чувствуют.

Сергей Архипов [31.08 20:52]

Здравствуйте.

1. Godspeed You! Black Emperor, M.I.A., From Monument to Masses, Asian Dub Foundation, Ska-P, Buju Banton, Padla Bear Outfit (ну в определенном, конечно, смысле) и Noize MC и даже Autechre с миньоном Anti: с моей точки зрения, у этих групп, которые не совсем походят под то определение рок-музыки, которая тут имеется ввиду, намного более внятная позиция по отношению к власти, справедливости и процессам, протекающим в обществе. Возможно я и сам не совсем внятно выражаюсь, но в 2010 году, когда постепенно стирается разница между электронными направлениями, хип-хопом, реггей, поп-музыкой и роком, имеет ли смысл вообще выделять какое либо направление как символ протеста?

2. Noize MC своими треками про 10 суток и Мерседес 666 достаточно наглядно показал, что хип-хоп может стать этаким гласом народа: реакция почти молниеносная, точная; благодаря интернету треки послушали почти все буквально через несколько дней после их возникновения, вызвав определенный резонанс, который, давайте признаем, и более маститым протестующим не под силу. Притом, что сам Иван, создается ощущение, не то что бы аполитичен, но как минимум нейтрален. Так почему же хип-хоп в России так и не смог стать протестной музыкой, а песни в стиле "что вижу, то и пою" в основном сводятся к пошлому гедонизму?

3. Кого должна (или может) объединять рок-музыка? На Пикнике Афиши в этом году, по рассказам знакомых (сам не попал - далековато живу), довольно много ребят уехали на митинг, попротестовали, а затем вернулись обратно отдыхать и слушать музыку. Митинг как развлечение? Способ потусовать? Не переоценено ли вообще объединяющее влияние музыки, можно ли считать таких слушателей сколько-нибудь значимой политической силой или поддержкой?

Спасибо!

LosChikitos [01.09 00:39]

Насколько я знаю, Вы на одной из радиостанций хотели в прямом эфире обсудить песню "Мерседеседес S666", написанную рэп-панком, одним из самых честных и бескомпромиссных певцов Noize MC, но Вам не позволили сделать это. После недавнего задержания милицией Ваня Алексеев выпустил скандальное видео "10 дней в раю". Как вы относитесь к этому клипу, собравшему огромную аудиторию на популярных медиаресурсах (http://www.youtube.com/watch?v=zymCyPDWcu8)? Стоит ли это продолжать делать Noize MC, готовы ли его поддержать другие музыканты? И нужно ли идти дальше: развить околополитическую тему до острой политической?

1. Ответ смотрите выше.

2. Я считаю, что все еще впереди. Я думаю, что из всех музыкальных жанров в современной России хип-хоп на данный момент является наиболее протестным. То есть он более протестный, чем, скажем, рок-музыка. Как мне представляется, всякие декоративные, такие придурочные рэперы, типа Тимати, сейчас находятся в меньшинстве, они со своими песенками про телок, тачки и тому подобные приспособления имеют очень малый авторитет. Гораздо авторитетнее сейчас такие рэперы, как Noize MC и Dino MC 47 или "Каста", или Нагано, которые рэпуют о чем-то серьезном.

3. Ответ смотрите ниже.

паша [01.09 02:31]

Здравствуйте, уважаемый Артемий.

Как Вы считаете:

действительно ли музыка - это возможный инструмент для решения каких-то политических (или других) вопросв и проблем? Неужели она не должна быть выше любой человеческой или любой, другой "земной" позиции? На уровне духовной подпитки или просто средство хорошего отдыха?

Сергей [31.08 19:13]

Артемий, добрый день!

1. Правильно ли это: использовать музыку и музыкантов для политической борьбы, агитации за того или иного кандидата в президенты, политической партии?

2. Способна ли музыка в наш век индивидуализма и Интернета реально объединить людей?

3. Как Вы объясните тот факт, что у известного борца с попсой, "Юры-музыканта" цены на билеты за концерт часто дороже, чем у тех, с кем он борется, а ДДТ, наряду с Машиной времени - одна из самых дорогих отечественных рок-групп?

4. Сапожник должен тачать сапоги, врач - лечить людей, учитель - учить, музыкант - заниматься музыкой. Не так ли? Не кажется ли Вам, , что многие проблемы России о того, что у нас страной пытается управлять каждая кухарка, а музыканты, писатели, режиссеры - лезут в политику, будучи некомпетентными в этой области?

Ros_Sigur [31.08 23:15]

Господин Троицкий, не кажется ли вам, что некоторые эпизоды (причем именно в формате стандартных мероприятий, как например концерт популярной группы, а не каких то спец акций, типа митингов) выглядят как и многое в нашей политике театром абсурда? Ну вот сами посудите, выходит господин Шевчук и поет по-русски и по бумажке песню Боба Дилана (что по-сути уже дичь) и после этого химкинский лес вроде бы отвоеван с помощью (ну уж никак не просто так) благодаря великому миротворцу Боно. С одной стороны это хороший материализованный ответ на хамство наших глав в сторону оппозиции, но с другой стороны это точно такой же фарс, которым сейчас выглядят приметы нашей "новой политической эпохи", на вроде смешнейшего по своей вычурности автопробега нашего премьер-министра, или каких-то перестановок и перетрясок "для виду" верхнего эшелона власти.

Нужна ли вообще политика в музыке? И разве искусство и такая грязь как политика могут гармонично уживаться? Нужно ли это? Если что, я не хиппи, а скорее даже нигилист =)

Я считаю, что существует довольно сложная связь между всеми этими понятиями. С одной стороны, разумеется, это самое объединяющее воздействие не является ни то что единственным, а, в общем-то, не является даже и главным свойством музыки. Хотя музыке, как никакому другому виду искусства, поддается именно эта объединяющая стихия. Это было замечено давно и используется уже многие века. Достаточно сказать, что все национальные гимны – это музыкальные произведения, равно как и все военные марши. В музыке есть нечто такое, что способно объединить людей более эффективно, чем это делают, скажем, ораторские речи или какие бы то ни было визуальные изображения. Разумеется, у музыки имеется и масса других функций, которые не имеют никакого отношения к митингам, демонстрациям, более того, никакого отношения к выражению своей гражданской или политической позиции. Абсолютизировать те или иные свойства и назначения музыки не имеет никакого смысла. Каждый достает из музыки то, что ему больше всего нужно.

Игорь [31.08 19:12]

Здравствуйте. Защита химкинского леса - это один из немногих случаев, когда оппозиция победила(ну почти): Единая Россия, видя такую поддержку населения, решила "влиться" в эту самую защиту, Медведев инициировал пересмотр пути прохождения трассы. Почему именно этот случай стал успешным на ваш взгляд? Почему ничем не заканчиваются протесты против Охта-центра, против мигалок высоких чиновников?

Анастасия [01.09 07:40]

Согласитесь ли Вы с мнением, что пересмотр ситуации с Химкинским лесом вызвано тем что власть просто испугалась масштаба опозиционных настроений в обществе?

Виталий [01.09 04:03]

Уважаемый Артемий,

Думаю,вы согласитесь со мной ,что встреча творческой интеллигенции с Путиным получилась и смешная и грустная. Откуда ,по Вашему мнению ,у известных людей, уже очень многого добившихся в жизни, так много страха перед этим человеком и перед властью в целом? Наследие ли это Советского духовного рабства или показатель степени тоталиризации современной России? И еще вопрос: считаете ли Вы , что защита леса- это великая цель на фоне умирающей в прямом и переносном смысле России. Спасибо.

Во-первых, я не считаю, что мы победили, уверен, что эта борьба будет продолжаться, и уверен, что те люди, которые хотят добиться своего в Химкинском лесу, еще не сложили своего оружия. Это локальная победа, хотя и громкая, но до окончательной победы еще очень далеко. Я, к сожалению, не в уверен в том, что эта победа вообще состоится.

Почему именно Химкинский лес? Я думаю, что это произошло в первую очередь потому, что эта история была заявлена действительно очень громко. Более того, спасибо Боно и U2, она вышла на международный уровень. Это причина номер один. Причина номер два состоит в том, что Химкинский лес – это не такая серьезная жертва для властей, как некоторые другие вещи и позиции, по которым происходят акции и протесты. В Химкинском лесу, в конце концов, нет ничего политического, это чисто экологическая акция. В этом смысле она является наиболее бесспорной среди многих других точек противостояния властей и гражданского общества. И, в-третьих, я почти не сомневаюсь в том, что по "Охта-центру" также будет принят какой-то или устраивающий протестное движение, или как минимум компромиссный проект. Ситуация с "Охта-центром", на самом деле, по своей весовой категории очень похожа на проект с Химкинским лесом. Поэтому я думаю, что здесь тоже будет одержана как минимум частичная победа.

fil [31.08 22:16]

Известно, что Боно и Шевчука вместе свели именно вы. Вы как-то прогнозировали такой итог их встречи? Довольны ли вы результатом? Этот дуэт войдет в историю? И, как вы считаете, имеет ли общественная деятельность Боно какой-либо эффект в мире и в России?

Игорь [31.08 23:16]

Расскажите, пожалуйста, о впечатлениях от общения с Боно. Как случилось, что вы познакомили его с Юрием Шевчуком?

Начну с того, что деятельность Боно имеет очень серьезный эффект и в мире, и в России. Боно на сегодняшний момент является не то что одним из, а просто-напросто самым влиятельным общественным деятелем среди людей, не являющихся профессиональными политиками. Он занимается этой общественной деятельностью давно, активно, очень успешно, и я бы даже сказал, очень профессионально. Меня совершенно не удивит, если после завершения музыкальной карьеры Боно будет предложен какой-то очень серьезный пост, вплоть до председателя ООН. Думаю, что это не фантазии, а абсолютно реальная перспектива.

Свел Боно и Шевчука действительно я, и произошло это накануне концерта U2 в Москве. Мы договаривались об этой встрече с U2. Прогнозировал ли я, что все произойдет именно таким образом? Честно говоря, прогнозировал. То есть я думал о том, что, может быть, Боно пригласит Шевчука на сцену. Я не думал, что он предложит ему спеть вместе. И уж тем более я не знал и не ведал о том, что это будет песня "Knocking on Heaven's Door" Боба Дилана. Но изначально моя идея была именно познакомить их. Я сказал об этом Шевчуку еще за месяц до концерта и списался с U2, рассказал им о том, какие у нас тут происходят дела. Вся режиссерская сторона этой встречи и контентная ее часть – это уже была работа Боно, то есть тут все заслуги его.

Дмитрий Кузнецов [31.08 19:01]

Артемий, есть такое расхожее мнение, что рок-н-ролл изменил мир...

По крайней мере, об этом часто говорят...

Пожалуй, пример Боно из U2 - самый яркий в этом роде.

Можем ли мы говорить о том, что в 80-е годы в нашей стране рок-движение внесло свой существенный вклад в демократизацию российского общества?

И насколько наши, так сказать, рокеры (не все конечно, но некоторые из них, к примеру, Юрий Шевчук) способны не только объединить людей в России, но и повернуть "колесо истории" в сторону от все большего спадывания российского государства в авторитаризм?

Я не думаю, что рок-музыка в нашей стране когда-нибудь сможет достичь тех же творческих высот и той эффективности влияния, которые она имела в 1980-е годы. Тем не менее, ситуация вовсе не безнадежная, я уверен в том, что наши музыканты, не только рокеры, я повторяю, но и рэперы, и очень надеюсь, что к ним присоединятся какие-то исполнители из области шансона, ну и вряд ли попсы, смогут повлиять на умонастроения в обществе и тонус молодых людей в России. Конечно, не таким фундаментальным образом, как это было в 80-е годы, но, тем не менее, достаточно существенно.

Алексей [31.08 20:47]

Артемий, здравствуйте!

1. Как Вы думаете - почему Несогласных, Стратегию 31 и прочие опозиционные движения поддерживает "старая гвардия" артистов (Шевчук, Борзыкин), а скажем "на баррикадах" мы не видим представителей второй волны рок-звезд потипу Мумий-тролей, Наивов, Королей и шутов, Пилотов, Шнуровых и прочих Земфир? Не говоря уже о более молодых.

2. У кого больше шансов на победу в президентских выборах? У писателя Эдуарда Лимомнова или музыканта Юры Шевчука?

Mакс [31.08 20:34]

Артемий, скажите пожалуйста, почему одни рок-музыканты - активные правозащитники, а другие не участвуют ни в каких митингах, не выступают в поддержку оппозиции и т.д. Они считают, что музыкант должен изменять мир своими текстами, музыкой. Как относитесь к такой позиции?

Босяк [31.08 20:50]

Привет с крайнего севера! Выражаю благодарность вам и Ю. Шевчуку за развитие гражданского самосознания у нашего народа! Многие рок группы, нашей

великой страны, очень вяло участвуют в политической жизни, как вы думаете почему? Есть страх или нет желания? Как думаете, можно делить эстраду на прокремлевскую, например любэ и музыку оппозиции?

Аркадий [01.09 09:20]

Артемий, добрый день,

Вопрос до бонального прост. Сейчас идёт много дисскусий о том, что стране нужен Герой, который будет способен объеденить людей единой идеей как в своё время появился Герой в Польше и т.д.

Может ли стать этим героем как раз тот, кого люди уже видели, знают и доверяют слушая его песни?

1. Могу сказать, что в этой ситуации я скорее на стороне молодых и совсем молодых артистов, нежели своих ровесников-восьмидесятников. Я лично знаком со многими деятелями нашей патентованной оппозиции, и, как я говорил уже много раз, никто из них не представляется мне мало-мальски убедительным лидером. Если бы на месте Лимонова, Немцова, Пономарева, я уже не говорю о Касьянове и Новодворской, стояли какие-то мощные харизматики, реальные лидеры, настоящие наши русские "че гевары" или "лехи валенсы", я был бы с ними и голосовал бы за них обеими руками, и встал бы рядом с ними на баррикады. К сожалению, таких людей я в упор не вижу. Думаю, что мои чувства разделяют и многие другие музыканты. Кстати говоря, если говорить о восьмидесятниках, то единственный, пожалуй, парень, который вполне вписывается в стратегию "Марша несогласных" и "31", это - Миша Борзыкин. Я знаю позицию Шевчука по этому поводу, и на самом деле, это не позиция безоговорочной поддержки. Скорее это позиция человека, который в принципе разделяет такие взгляды и хочет что-то сделать, но тоже не видит себе достойной компании.

2. На этот вопрос, я думаю, ответ знают все. Если бы происходило честное голосование Шевчук против Лимонова, то Шевчук набрал бы процентов 95. Более того, я думаю, что если бы происходило честное соревнование Шевчук против Путина, то Шевчук собрал бы как минимум две трети голосов.

Александр Геннадьевич [01.09 07:37]

Уважаемый Артемий Кивович, как по Вашему мнению можно объяснить премьерское "незнание" имени Юрия Шевчука? Был ли это осознанный психологический ход, или же банальная неосведомленность? Спасибо!

Пока Путин не заявил во всеуслышание, что первый раз слышит о втором процессе Ходорковского, я еще мог допустить, что Путин не знает, кто такой Шевчук. Сейчас для меня совершенно очевидно, что и в первом, и во втором случае он банально врал. Зачем он врет, зачем он сам себя подставляет, говоря какие-то сомнительные речи, в которых не трудно распознать обман невооруженным взглядом, без всякого детектора лжи, я не знаю. Может быть, это его какие-то старые чекистские синдромы, может быть, это советы плохих пиарщиков, может быть, это просто растерянность.

Вячеслав Душин [31.08 21:35]

Здраствуйте!

Я бы хотел узнать Ваше мнение относительно современной русской музыки. Достаточно ли сейчас таких групп/музыкантов/исполнителей, чтобы они сформировали крепкую такую "новую волну"? Кого вы бы могли выделить?

Я думаю, что эта новая волна формируется, она не вполне однородна, но, во всяком случае, если два-три года тому назад ни о каких-то таких новых движениях в нашей рок-музыке вообще не могло идти речи, то сейчас, я думаю, они есть. С одной стороны, это очень интересные и, как правило, англоязычные группы, в качестве таковых я мог бы назвать "Краснознаменную дивизию имени моей бабушки", Moremoney, Нину Карлссон, "Почтальонов Нобеля" и еще целый ряд групп, которые играют качественную и актуальную в мировом контексте рок- и поп-музыку. С другой стороны, это группы, которые продолжают, хотя и в совершенно другой музыкальной идеологии, традиции нашего рока 80-ых годов, то есть рока социального и политически мотивированного. Это, прежде всего, "Барто" из Москвы и Padla Bear Outfit из Питера.

Кино [31.08 22:34]

Если ли в наше время такая сильная и харизматичная личность, как Виктор Цой?

Я считаю, что у нас есть одна сильная и харизматичная личность, это – Юрий Шевчук. Других харизматиков на нашей музыкальной и вообще артистической сцене я не знаю.

Андрей [31.08 21:38]

Здравствуйте, Артемий!

Буду рад если Вы ответите на следующие мои вопросы

1) Не считаете ли Вы что фестиваль НАШЕСТВИЕ как крупнейший open-air фестифаль морально себя изжил? почему на него не приглашают группы со других стран СНГ (исключая конечно Zdob-si-Zdob, Океан Эльзы, Вопли Видоплясова и Ляпис Трубецкой), почему в эфире Нашего Радио практически не слышны песни других стран СНГ, хотя бы Нино Катамадзе? аналогичная ситуация и на других радио-станциях? поддержали бы Вы идею создать более крупный рок-фест, чем НАШЕствие, приглашаяя туда группы со всего пост-советского пространства? такой бы рок-фестиваль возможно движущей силой объедения хотя бы на уровне социокультурного пространства стран СНГ?

2)слушаете ли Вы украино-язычные группы, если да, то такие группы Вам интересны?

3) Как Вы относитесь к задержанию Noice MC волгоградскими "животными в красных кокардах"? за дело ли его задержали или нет? Вам самому нравится его песня "кури бамбук"?

4) почему такие "легенды русского рока" как Бутусов, Шевчук, Кинчев, БГ, Братья Самойловы, Чайф, Чиж и тд прекратили практику приглашения группы на разогрев, как это было в 80-ые годы, когда Вы рассказали БГ о Цое и тот уже помог ему состояться как гениальному музыканту? или сейчас такое время что уже некого приглашать на разогрев? 90-ые годы нам дали Сплин, Земфира, Мумий Тролль и тд, а в 2000ые особо не дали ничего, неужели не будет третьей волны? неужели в нам обществе хорошо, и социальных протестов вполне хватает сейччас, если это так тогда почему не слышны новые группы?

Заранее благодарю за ответы.

lexvet [01.09 00:09]

Здравствуйте!

Как Вы относитесь к Noize MC. Не только в смысле творчества, а в смысле гражданской позиции в отношении "полицейского государства"?

1. Я думаю, что фестиваль "Нашествие" изжил себя, еще не родившись. В общем и целом я считаю, что рок-музыка – это международное явление. Все нормальные люди не делают никакой принципиальной разницы между, условно говоря, Beatles и "Машиной времени", Цоем и Clash, Franz Ferdinand и "Мумий Троллем". Это международная музыка и делать национальный фестиваль рок-музыки было, на мой взгляд, изначально убогой идеей. Кроме того, я вообще не люблю пивные фестивали, поскольку презираю напиток пиво.

3. Мне нравятся практически все сочинения Ивана Алексеева, в том числе и песня "Кури бамбук". Он талантливый парень и большой молодец. К его задержанию в Волгограде я отношусь очень спокойно. Я, пожалуй, относился бы к этому даже положительно, поскольку это прибавило Ване статусности и геройства. Единственные мои нарекания, связанные с этим задержанием, касаются того, что у него за несколько дней до этого родился первый ребенок - сын Василий, и, конечно, было бы лучше, если бы молодой папаша эти 10 дней провел не в каталажке, а с кормящей мамой и своим первенцем.

Александр [01.09 09:32]

Артемий, а не думали организовать фестивать протестной песни, ну или как-то иначе назвать? Скажем более расширеный вариант того, что было на Пушкинской.

Я устраивал концерты и фестивали 30 лет тому назад, и это не было моим любимым занятием. Нет, я не буду делать ни сам, ни в качестве промоутера или зачинщика никакие фестивали. С другой стороны, если ко мне обратятся какие-то люди, у которых будут интересные идеи относительно фестивалей, и им нужна будет моя моральная или, скажем, идейная или консультационная поддержка, я всегда готов им помочь.

Рустам [01.09 00:37]

Артемий,

во-первых, позвольте поблагодарить за все, что Вы пишите и делаете.

во-вторых, два вопроса:

1) Можно назвать то, что сейчас причисляют к рок-музыке рок-музыкой? Есть ли там та бурная энергетика, бунтарский дух, сексуальность, с которых все начиналось?

2) Вы, как мне показалось, уже давно потеряли интерес к рок-музыке и интересуетесь больше электроникой и прочей подобной музыкой, а из рока обращаете внимание разве что на группы вроде Барто. Если так, то в чем причина?

Юрий [31.08 23:29]

Уважаемый Артемий!

В подростковом возрасте я увлекался рок-музыкой - регулярно слушал сквозь "глушилки" Севу Новгородцева, вещавшего из Лондона, ходил на концерты.

После 25 лет как-то стал охладевать к этой музыке.

Открыл для себя классику, стал регулярно посещать БЗК и другие площадки, хорошо научился играть на рояле и классич. гитаре, познакомился с проф. музыкантами, духовной музыкой. В результате к 35 годам выработалось более тонкое чутье к музыке и осознание того, что то, чем я увлекался 15-20 лет назад - в большинстве своем - музыка талантливых и не очень дилетантов-недоучек. Это можно сказать как и о западном, так и о российском роке. Убогая гармония, построенная в большинстве своем на power-квинтаккордах, пафосные тексты. Даже перлы рок-музыки, например отдельные вещи Queen - это почти классика. Неслучайно в зените карьеры многие рок-коллективы ищут возможности спеть под "натоящий" симфонический оркестр!

Вопрос 1. Артемий, а у Вас с возрастом не произошло подобной переоценки ценностей? Скажите честно, наверняка Вы думаете о рок-музыке уже не так, как 20 лет назад?

Вопрос 2. Всем известно, что Сталин не посадил никого из Союза композиторов СССР. Если он считал, что классическая музыка не повлияет на умы столь значительно, что это будет для него опасно, неужели рок-музыка с её гораздо меньшей силой и глубиной искусства, обращенная к незрелым подросткам, может как-то изменить наше общество и сплотить людей? :)

Спасибо.

2. Дело в том, что в свои 55 лет, а на самом деле еще значительно раньше, я просто понял, что то, что имеет реальный смысл, реальную ценность, это не стилистическая принадлежность музыкантов, а их талант и энергетика. И в этом смысле сейчас мне абсолютно все равно, в каком стиле выступают мои любимые артисты – рок это или рэп, электронная музыка или клубная. Таланты есть во всех этих сферах. И никакой сектантской принадлежности к рок-музыке у меня нет. Тем более, что в современной рок-музыке и иностранной, и русской имеется огромное количество громких имен и даже целых направлений, которые мне не то, чтобы неинтересны, а, в общем-то, даже и противны.

Сергей Егоров [01.09 04:06]

Уважаемый Артемий Кивович!

Известно, что ряд деятелей культуры и искусства не поддерживают тоталитарную политику Путина, проводимую им последние 10 лет.

Вопрос: почему они публично не высказываются против Путина и в поддержку антипутинской оппозиции, как, например, сделал это Олег Басилашвили в декабре 2007-го, поддержав ярко антипутинский СПС?

Неужели они боятся? Или просто не знают, кто мог бы выразить их интересы в борьбе за свободную Россию? Или же дело в отсутствии реальной антипутинской, демократической силы?

Mарк [01.09 09:44]

Почему многие из наших артистов сотрудничают с властью и фактически становятся инструментом пропаганды? Неужели там настолько мощная финансовая мотивация? Или это просто люди типа Михалковых, которым всегда нравится быть приближенными? Может быть, есть какие-то личные впечатления от общения с ними?

Павел Юрьевич [01.09 00:46]

Здравствуйте, Артемий Кивович.

Прекрасно помню, как именно Вы осуществили прорыв рок-музыки в официоз Совка (своими статьями в журнале "Музыкальная жизнь" середины-конца 1970). И как в 1979-м "Машина времени" совершила обратное: села на тёпленькое плечо Росконцерта. Не правда ли, нынче рок-музыка РФии точно так же поделила сама себя: кто-то — при кремлёвской кормушке, а кто-то готов и жизнь за правое дело положить? Что скажете?

На этот вопрос можно отвечать довольно пространно. Я отвечу коротко и тезисно. Причина номер один состоит в том, что наши деятели культуры, во всяком случае многие из них и самые известные, экономически очень сильно зависят от государства. Такие области культуры и искусства, как кино и театр, практически невозможны без государственных субсидий. В значительной степени это касается и музыки. Поэтому характерно, что самые смелые ребята это или некоммерческие музыканты, или писатели, которые действительно от государства никак не зависят, потому что написание литературных произведений не требует никаких субсидий и инвестиций, или это люди, занимающиеся визуальными искусствами, такими как живопись, видеоарт, инсталляции и так далее. Они не зависят от государства, и поэтому могут себе позволить все, что угодно. Собственно говоря, они очень часто себе это и позволяют. Что касается всех прочих, они просто боятся, они повязаны с государством по рукам и ногам. Кому-то надо ремонтировать театр, кому-то надо снимать дорогостоящий фильм, кому-то надо ставить дорогостоящий балет и так далее, и тому подобное. Я считаю, что это недостаточное оправдание для того, чтобы молчать в тряпочку. И, в общем-то, я отношусь к этим людям со смешанными чувствами: это отчасти какое-то сочувственное понимание, но отчасти это и презрение, и осуждение. Я не думаю, что ради удовлетворения своих дорогостоящих творческих амбиций надо жертвовать своим гражданским эго.

Но у их молчания есть и другие причины. В том числе, я считаю, важнейшая причина, это вообще самая грустная вещь в нашей стране - при всем том, что нам категорически не нравится теперешняя власть, мы не видим убедительных реальных живых альтернатив. Я уверен, что если бы в России появился мощный альтернативный лидер, то очень многие из деятелей культуры и искусства осмелели бы. То есть отсутствие альтернативы подстегивает вот эту робость и покорное молчание.

Олег [31.08 21:31]

Господин Троицкий, скажите пожалуйста, грозит ли нашей многострадальной Родине новый виток диктатуры, "закручивания гаек", ведь даже вам сюда вопросы почему-то пишутся со страхом ... ?

Что могут сделать простые люди? Хватит ли нам одного Шевчука-Джельсомино?

А может быть в стране все идет как надо? Может, хватит нам уже потрясений, революций и прочего ужаса? Тем более, что западные демократии часто показывают нам далеко не лучшие примеры ...

В стране все идет не как надо, это то, что я могу сказать со стопроцентной уверенностью. Абсолютно все неправильно. Надо быть полным идиотом, лоботомированным рабом, чтобы не видеть того, что реально происходит в стране. Рецепт номер один, он же номер два и три – не надо бояться. Нельзя быть трусом. Если вы будете трусами, то вы проживете никчемную жизнь в никчемной стране. В таком случае нечего роптать на то, что все плохо, скучно, мелкотравчато и лживо. Это просто означает, что вы это заслужили. Если вы не хотите заслужить это пожизненное "чмошество", то будьте смелыми, не молчите и участвуйте во всех тех акциях, которые соответствуют вашему представлению о том, что такое хорошо и что такое плохо, и которые созвучны вашей совести.

Обсудить