Вводная картинка

Телефонные мошенники держат в страхе всю Россию. Как они подчиняют себе людей и похищают у них гигантские суммы?

13:55, 24 сентября 2025

С началом СВО телефонное мошенничество стало одной из главных угроз для россиян. Его жертвами стали миллионы людей, а ущерб и суммы похищенных денег ежегодно бьют рекорды. Аферисты выдают себя за сотрудников спецслужб и банков, запугивают слежкой и утечками данных, заставляют переводить деньги на так называемые безопасные счета, толкают на преступления и даже доводят людей до самоубийств. При этом среди их жертв не только доверчивые пенсионеры и подростки — обмануть удается известных артистов, профессоров и даже силовиков. «Лента.ру» отправилась на собеседования в украинские кол-центры и выяснила, как они работают. В рамках проекта «Попавшие в сети» рассказываем, как устроены мошеннические кол-центры, как обучают их сотрудников и сколько им обещают платить.

Апрельским утром 2024 года у москвички зазвонил телефон. Звонивший представился деканом факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры (МГИК), где женщина преподавала на кафедре эстрадно-джазового искусства. Декан сообщил, что во МГИК пришли с плановой проверкой сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ) России и «скоро с ней свяжутся».

У женщины хватало дел, кроме преподавания, поэтому она не придала значения этому звонку. Вскоре с ней действительно связался мужчина, представившийся сотрудником спецслужбы. Он сказал, что квартиру преподавательницы в элитном столичном районе Хамовники, а заодно и все ее сбережения вот-вот похитят злоумышленники.

Но есть выход: заранее продать квартиру, а вырученные деньги вместе со всеми накоплениями перевести на безопасный счет, причем чем быстрее, тем лучше. Женщина согласилась — в спешке она продала квартиру за 112 миллионов рублей, на 10 миллионов дешевле рыночной стоимости, и все вырученные средства сразу же отправила с курьером тому самому «сотруднику ФСБ».

«Я стала жертвой мошенников. В отношении меня совершены очень изощренные и спланированные мошеннические действия. По данному факту возбуждено уголовное дело, я признана потерпевшей, а на мою квартиру наложен арест», — расскажет вскоре знаменитая певица Лариса Долина. Именно ей принадлежала та самая квартира в Хамовниках, которую она поспешила продать, поверив аферистам.

Лариса Долина далеко не единственная российская знаменитость, пострадавшая от действий телефонных мошенников. В июле 2024 года преступники обманули 87-летнего историка и телеведущего Эдварда Радзинского. Они использовали ту же схему со спецслужбами и спасением денег. В итоге Радзинский снял со счета в банке 45 миллионов рублей и передал их «доверенному сотруднику Федеральной службы охраны» — 19-летнему студенту, которого вскоре задержала полиция.

Лжесиловики пугают: ни в коем случае нельзя говорить о происходящем коллегам или родственникам. Мол, содержание разговора конфиденциально и может наступить ответственность за разглашение — хотя это полная чушь

Александр Вураскодиректор по развитию центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA ГК «Солар»

По похожей схеме денег лишился и народный артист СССР балетмейстер Олег Виноградов. В течение трех месяцев он встречался с мошенниками и передавал им деньги, суммарно лишившись более 15 миллионов рублей.

А вот с актером из сериала «Глухарь» Николаем Трифиловым аферистам пришлось повозиться. Они три дня атаковали артиста под разными предлогами, но тот оставался невозмутимым. Тогда в игру вступили лжесотрудники ФСБ. Они убедили Трифилова перевести деньги на «безопасный счет», солгав о том, что средства якобы могут уйти на спонсирование ВСУ, а это чревато для него уголовным делом. Однако артиста дважды спасли сотрудники банка: заподозрив неладное, они всякий раз останавливали его, не давая совершить роковую ошибку. Лишь в третьем отделении ему все же выдали 5,7 миллиона рублей, которые он перевел мошенникам.

«Я действовал как в тумане»

Телефонные мошенники с годами осмелели и научились легко раскалывать звезд. Это неудивительно: специалисты говорят, что россиян давно обманывают не отдельные аферисты, а целые индустрии кол-центров с четко выстроенной иерархией и распределением ролей.

В ней есть свои опытные тренеры, охотно передающие наработки молодым мошенникам. Число жертв телефонного обмана в России огромно. Причем если до 2022 года это в основном были пожилые люди, то теперь под прицелом аферистов все чаще оказываются представители молодого поколения россиян.

Злоумышленники как фокусники-менталисты: они ищут наиболее внушаемых людей и добиваются результата

Александр Вураскоэксперт по информационной безопасности

Весной 2022 года с мошенниками столкнулся 24-летний Сергей (имя изменено), журналист одного из федеральных каналов. Он находился в командировке в Якутии, когда ему позвонили.

Сергей: «Самое удивительное, что я работаю на телевидении и много знаю про аферистов»

Мне позвонили с неизвестного номера, когда я вечером покупал продукты в магазине, — представились службой безопасности банка (СБ), клиентом которого я являюсь. Звонивший со странным акцентом сказал, что на меня оформлен кредит на 900 тысяч рублей. Я на всякий случай решил проверить в приложении, но нашел там только предложение о кредите на такую сумму.

Звонивший из СБ настаивал, что кредит все же оформлен. Для проверки он предложил мне зайти на сайт банка и позвонить по указанному там телефону — ссылку на сайт он сразу же «заботливо» скинул. А я был очень уставший с дороги и действовал на автомате. Позвонил — трубку взяла девушка. Она подтвердила, что перед этим мне звонили из банка.

Минуту спустя позвонили из СБ и сказали активировать кредит в приложении — мол, это поможет уберечь его от мошенника, который уже найден и скрывается где-то в Ростове. В СБ предупредили, что теперь мне будут звонить из полиции. И действительно — раздается звонок, причем номер определяется как МВД России. Некий капитан велел сотрудничать с СБ, поскольку это поможет поймать мошенника.

Потом опять позвонила СБ. Некто представившийся Евгением сказал, что оформленный кредит нужно перевести частями на безопасный счет. Вначале я перевел 150 тысяч на свою карту другого банка и оттуда отправил эти деньги Евгению. Но второй банк почти сразу заблокировал мою карту. Тогда Евгений сказал найти банкомат и делать дальнейшие переводы уже через него, причем держать все в тайне: мол, даже среди сотрудников банка могут быть соучастники загадочного ростовского мошенника.

Я дошел до банкомата, уже через него перевел Евгению еще 150 тысяч рублей — и тут мой первый, основной банк тоже заблокировал мне карту. Именно это меня и спасло: если раньше я действовал как в тумане, то теперь наконец-то заподозрил неладное и оборвал связь с Евгением. Позвонил знакомым, рассказал о ситуации — и они сразу поняли, что меня развели мошенники. Потом мне позвонили настоящие сотрудники банка и сообщили то же самое.

Оставшиеся 600 тысяч от кредита я вернул банку, а те 300 тысяч, что успел отдать аферистам, выплачивал сам еще долгое время. Я обратился в полицию, там возбудили уголовное дело, но мошенников до сих пор не нашли и вряд ли найдут. Самое удивительное в том, что я работаю на ТВ и видел немало материалов про самых разных аферистов. Но они все равно смогли подловить момент, когда я из-за усталости был очень уязвим, и успешно меня обманули.

Хищения со счетов россиян достигли угрожающих масштабов, фиксирует Центробанк (ЦБ). Если в 2019 году мошенникам удалось вывести с карт жертв 6,4 миллиарда рублей, то в 2023 году эта сумма увеличилась более чем вдвое и составила 15,8 миллиарда рублей. А в 2024 году был установлен новый рекорд — только за первые два квартала мошенники украли у россиян 9,1 миллиарда рублей. Это на миллиард больше, чем за тот же период годом ранее.

Банки пытаются предотвращать атаки аферистов. Только с января по июнь 2024 года отражено более 30 миллионов попыток завладеть деньгами россиян. Для сравнения: на весь 2023 год пришлось 35 миллионов отраженных атак. Вместе с этим выросло и число успешных афер — на 21,7 тысячи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом статистика указывает на то, что обмануть россиян становится сложнее, однако те, кто все-таки попался на уловки мошенников, отдают куда большие суммы, чем раньше.

Пионеры обмана

Телефонное мошенничество в России зародилось в 1990-е годы. Поначалу аферисты обзванивали клиентские базы и убеждали людей купить какой-либо товар — как правило, тот, что залежался на складах, вспоминает бывший оперативный сотрудник Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью (ЦРУБОП) Михаил Игнатов.

Довольно быстро мошенники нашли для себя настоящую золотую жилу: они стали продавать людям лекарства-пустышки и просроченные таблетки под видом невероятно эффективных препаратов и БАДов. Один из крупных кол-центров, который занимался поиском доверчивых покупателей, милиция обнаружила в Москве в 1998 году.

Это была большая преступная группа. Одни ее участники сидели в съемном офисе за многоканальными телефонами и обзванивали людей по базам, другие на закрытых складах упаковывали таблетки в красивые банки

Михаил Игнатовбывший оперативник ЦРУБОП

Как показала экспертиза, в таблетках, которые настойчиво предлагали россиянам по телефону, был обычный мел. Причем продать его по заоблачным ценам мошенники смогли более чем ста покупателям. А в 2000-е под прицелом телефонных аферистов оказались компании, занимавшиеся фиксированной и мобильной связью. Злоумышленники скупали карты предоплаты за услуги связи, а затем продавали их дубликаты.

В ходу была и другая схема. По поддельному паспорту мошенники покупали мобильный номер по тарифу в кредит, а затем организовывали мобильный «переговорный» пункт. Он работал до тех пор, пока оператор не отключал номер за неуплату.

В итоге в нулевые ущерб от телефонных мошенников ежегодно превышал 150 миллионов долларов

Как и сейчас, тогда аферисты находились в непрекращающемся поиске новых схем — и именно в середине нулевых мошенники стали представляться родственниками, которые якобы попали в беду и срочно нуждались в деньгах. Эти деньги жертвы мошенников либо отдавали курьерам, либо переводили на указанные злоумышленниками номера телефонов.

Известен случай, когда в начале 2004 года отчисленный за неуспеваемость студент Станислав Б. купил на московском радиорынке базу данных налоговой инспекции и предложил своему товарищу Юрию К. разводить богатых москвичей. Схема была проста: первый звонит жертве и разыгрывает роль ее сына, который попался с наркотиками, а второму отводилась роль оперативника УВД, который вот-вот возбудит уголовное дело.

Главной задачей молодых людей было убедить жертву, что от тюрьмы «их ребенка» спасет лишь взятка в 2,5-10 тысяч долларов (73,5-294 тысяч рублей на 2004 год) и передать ее нужно крайне быстро. За полтора года мошенникам удалось таким образом обмануть 18 человек, за что в феврале 2007 года они получили сроки от 10 до 14 лет лишения свободы. Но столь суровый приговор отнюдь не остановил других аферистов.

Кол-центры переезжают из зоны

Не прошло и пяти лет, и мошенники выходят на принципиально новый уровень. К  2011 году эра одиночек закончилась — наступает эпоха кибермошенничества. Невероятный бум безналичных и онлайн-платежей в России расширил поле для афер. Мошенники стали объединяться и создавать целые кол-центры, которые нередко базировались в местах лишения свободы. Заключенные использовали номера телефонов из украденных баз данных и выманивали у россиян деньги под разными предлогами. Самыми распространенными сценариями были «родственник в беде», «вы выиграли приз» и «поучаствуйте в тестировании новой услуги оператора».

Как только одна из привычных схем переставала приносить результат, ее заменяли новой легендой. Например, когда СМИ стали активно писать о схемах аферистов и способах защиты от них, те начали звонить жертвам под видом сотрудников правоохранительных органов и просили «помочь следствию».

А когда же появилась легендарная фраза «вас беспокоят из службы безопасности банка», ставшая мемом в России? Впервые она прозвучала на том конце линии в 2016 году

Именно тогда мошенники стали притворяться сотрудниками банков и обманом узнавать у россиян данные их банковских карт, а также коды из СМС. По сути, эта схема стала ответом на панику в обществе относительно телефонного мошенничества. Банки начали активно бороться с мошенниками, чем они и воспользовались. К слову, если вначале «сотрудники службы безопасности банков» звонили потерпевшим из исправительных колоний, то очень быстро этот механизм переместился на волю — к концу 2010-х годов уже 80 процентов таких мошенников звонили не из мест лишения свободы.

К ноябрю 2018 года существовало около 280 мошеннических кол-центров заключенных. Причем один из них на протяжении полугода работал всего в получасе езды от Кремля — в московском СИЗО «Матросская Тишина». Арестанты там располагали модемами и телефонами, которые прятали в углублениях деревянных нар и в другой мебели. За пронос одного телефона они платили надзирателям по десять тысяч рублей, еще тысячу — за SIM-карту. Эти расценки значительно выросли, после того как Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России заявила о планах покончить с кол-центрами за решеткой.

В итоге в 2021 году за телефон в «Бутырке» или «Матросской Тишине» просили уже от 200 тысяч рублей. По словам Александра Хинштейна, на тот момент депутата Госдумы, это привело к тому, что кол-центры мошенников в местах лишения свободы начали массово закрываться.

Кол-центры постепенно переезжают с зоны в сторону каких-то частных домовладений или вообще заграничных территорий. Мы понимаем, что вряд ли наши усилия приведут к невозможности использовать телефон в местах лишения свободы. Но то, что доступ к нему будет все сложнее и сложнее, — это факт

Александр Хинштейнв 2021 году — глава комитета Госдумы по информационной политике

В том же 2021 году директор ФСИН России Александр Калашников заявил, что мошеннических кол-центров в колониях страны не существует. Год спустя тот же тезис повторил заместитель генпрокурора России Анатолий Разинкин. Впрочем, это отнюдь не означало, что с телефонным мошенничеством в России покончено, — напротив, аферисты эволюционировали.

«Идеального мошенника можно вырастить за неделю»

Кол-центры стали перемещаться из колоний в съемные офисы. Нередко они размещались в модной локации — «Москва-сити». К разработке сценариев обмана мошенники начали привлекать психологов, а схемы вывода похищенных денег стали совершеннее. Теперь они падали на один счет, а через считаные секунды уходили на другой. Причем владелец самого первого счета часто не знал о происходящем и даже не видел поступления средств. Такой подход позволял аферистам избегать блокировки движения денег. Сегодня деньги от жертвы до получателя могут пройти через 30-40 счетов — так пытаются затруднить обнаружение конечного пользователя.

А еще мошенники стали активно искать свежую кровь среди молодежи. Несколько лет назад Николай (имя изменено) устроился в кол-центр мошенников, который действовал в Москве. Самое удивительное в том, что вакансию туда молодой человек нашел не в даркнете, а на одном из ведущих российских сайтов по поиску работы. Но поначалу все выглядело практически легально.

Николай: «Никто не думает о моральной стороне. В обманутых не видят людей»

Я начинал с того, что предлагал людям по телефону купить разные товары. Я старался, мое рвение оценили и предложили попробовать свои силы в другом отделе, где можно заработать больше. Для меня такой мотивации хватило с лихвой, и я согласился. Вместе с коллегами мы занимались тем, что навязывали бесплатные услуги в частных медцентрах, где людей разводили на деньги.

Если денег у «клиента» не было, мы разводили его на кредиты и предлагали что-то заложить. Задачей было довести ту же бабку до врача, откуда вырваться ей было уже практически невозможно. Многие из тех, с кем я работал, уже имели хороший опыт: убеждали людей помочь родственнику, который якобы попал в беду, или же похищали деньги по легенде с безопасным счетом.

Мой кол-центр не был похож на какой-то притон: это был офис в районе аэропорта Внуково, большое помещение, заставленное столами с компьютерами. Я, как и другие операторы, лично никому не звонил. На меня автоматом выводили человека, и на экране сразу отображалась подробная справка о нем: личные данные, адрес, а также куда и с какими жалобами на здоровье он обращался ранее. Это были данные из слитых баз.

Я почти не импровизировал: на стене за монитором передо мной висели готовые скрипты — что и как я должен говорить в той или иной ситуации. Все возможные реакции клиентов наше руководство давно изучило, поэтому я был готов к любому сценарию. Конечно, в успешном обмане я был заинтересован: обычная базовая ставка оператора не превышала 50 тысяч рублей. Самое важное — твои личные KPI.

Если ты убеждал человека взять паспорт и пойти в клинику, то получал премию от вырученной с него суммы. Некоторые из моих коллег за час делали 50 звонков — просто потому, что знали: если ты обзвонишь сто человек, двое в любом случае поведутся — и ты заработаешь. В итоге опытные операторы в среднем получали 150 тысяч рублей в месяц. Причем публика у нас работала самая разная.

Были молодые парни и девушки, мамочки в декрете, мужики, похожие на уголовников. Идеального мошенника можно вырастить за неделю из любого человека — главное, чтобы он старался и хотел зарабатывать. К слову, нашей главной звездой была Галина Васильевна — женщина в возрасте, которая, по слухам, за месяц поднимала до полумиллиона рублей.

Кем бы она ни представлялась — хоть сотрудницей прокуратуры, хоть дознавателем полиции, — ни у кого не оставалось сомнений в том, что она та, за кого себя выдает. А вообще никто из тех, с кем я работал, не думал о моральной стороне вопроса. Они думали только о результате и о суммах, которые получат по итогам месяца. «Я сегодня одну на полмиллиона отработал» — такой была типичная логика в нашем кол-центре. В обманутых никто не видел людей.

Схожая история и у Владимира — уроженца Крыма, переехавшего в 2018 году в Москву в поисках легкой жизни. Сегодня он проходит обвиняемым по делу о хищениях, связанных с акциями и криптовалютой.

Владимир: «Мы воообще ничего не понимали, а с клиентами говорили по методичкам»

Я приехал в Москву, сразу дал объявление на сайте по поиску работы — и уже через час мне позвонили и предложили заняться торговлей. После короткой беседы, в которой я четко обозначил, что ничем запрещенным торговать не буду, меня позвали уже на очное собеседование и обучение. Это был первый этап отбора. Как я потом понял, на нас смотрели и отбирали активных — тех, кто хорошо говорит и способен убеждать.

Потом был второй день обучения, уже с руководителем кол-центра. И опять никакой конкретики не прозвучало — только сказали, что работа связана с финансовым рынком. Нам в тот раз рассказывали, как надо строить беседу, как убеждать и уговаривать. Только во время третьей беседы стало понятно, что мы будем предлагать инвестиции. Мы приехали в офис к полудню, а после обеда нас посадили за стол, дали наушники, ноутбуки и базу телефонов.

Кол-центр — это помещение, где стоял круглый стол, за которым работали человек десять. У каждого был ноутбук, мышь и наушники с микрофоном. Нам дали послушать, как говорят опытные менеджеры, и скомандовали приступать к работе. При этом старший по кол-центру мог подключиться со своего компьютера к любому разговору, послушать его и дать указания — оператор их слышал, а собеседник нет. Так контролировали работу и иногда пытались исправить ошибки.

Ничего своего брать на работу было нельзя — все оставалось в раздевалке. Это было нужно для того, чтобы мы не копировали телефоны звонивших и не вступали с ними в неслужебные отношения, чтобы не могли подменить информацию на работе. За нами следили очень строго, как на самых секретных заводах. Даже в курилке говорить на служебные темы было запрещено — и никто не знал, чем занимается сосед.

Как я потом выяснил, наша фирма была интернациональной — работала в России, Белоруссии и на Украине, но в свою страну пребывания звонить было нельзя, только за рубеж. Нам говорили, что это якобы позволит избежать трений с законом: мол, правоохранители не смогут вычислить нас в другой стране. Как выяснилось, это неправда — смогли. Руководил же всем человек, постоянно проживающий за рубежом, причем в очень развитой стране (сегодня он находится в международном розыске сразу в нескольких европейских странах).

Клиенты у нас были инициативные — фирма в социальных сетях размещала фильмы об особенностях инвестиций, а в описании был телефон, по которому можно было позвонить. Причем в разных фильмах были разные названия фирм, разные объекты инвестирования, но телефоны все равно замыкались на наш кол-центр. Поскольку я хорошо знаю украинский, то чаще всего работал с людьми с Украины.

Когда раздавался звонок, на моем экране сразу появлялись и номер телефона, и справка о звонившем: как его зовут, особенности характера, детали предыдущих разговоров с ним. Это здорово помогало в работе. Заработная плата изначально была в долларах. То есть у нас не было никаких рублей, ставка 400 долларов плюс бонус за каждую закрытую сделку: закрыл 10 сделок — получил по 5 баксов за каждого человека. Закрыл 15 сделок — за каждого не по 5 баксов, а по 10. Закрыл 20 сделок — за каждого по 20 долларов. Но в любом случае надо было закрыть минимум пять сделок в месяц, чтобы просто остаться в конторе.

Текучка была огромная: за месяц почти все работники кол-центра могли поменяться. Особенность заключалась в том, что никто из нас не был специалистом — у всех среднее образование, никак не связанное с финансами. Мы ничего не понимали вообще и поэтому были убеждены в своей правоте. А говорили с клиентами по методичкам, которые перед нами лежали. Я с перерывами проработал в кол-центре два года — поднялся на два уровня. То есть на меня переключали уже тех, кто готов был вложить не тысячу-другую, а десятки тысяч долларов.

И работал я очень неплохо: закрывал по 20-25 сделок в месяц. При этом сам научился разбираться и теперь умею играть на бирже. Но наши клиенты изначально должны были проседать, иначе выгоды бы не было. Так мы и работали: уговаривали людей вложить деньги под процент, понимая, что процента не будет.

«Мы помогаем ВСУ, уничтожая экономику России»

Сегодня Николай далек от кол-центров мошенников. В России они практически исчезли из-за планомерной работы правоохранительных органов, и ему пришлось найти другую, совершенно легальную работу. Однако активность телефонных аферистов год от года парадоксальным образом продолжала расти. Разгадка пришла после того, как 24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию (СВО) на Украине.

По данным Минцифры России, в первые же недели после начала СВО активность мошенников практически упала до нуля — это было связано с тем, что российские военные обнаружили и ликвидировали крупные кол-центры в Бердянске, Мелитополе, Мариуполе и нескольких населенных пунктах Харьковской области. Именно оттуда аферисты много месяцев подряд методично атаковали россиян.

Однако злоумышленники сумели быстро перестроиться, перенеся свои офисы в центральные и западные части Украины

В итоге уже к середине марта 2022 года в России зафиксировали возврат к прежнему уровню активности телефонных мошенников, которая затем стала стремительно расти. В частности, в мае того года число звонков от них выросло на 32 процента в годовом выражении.

По данным «Ленты.ру», сегодня мошенники чаще всего атакуют россиян из Киева, Сум, Полтавы, Хмельницкого и Днепра. Всего же на Украине действуют от 350 до 400 кол-центров аферистов, разбросанных по всей территории страны. Эту широкую географию подтверждают и объявления о поиске новых сотрудников, которые периодически появляются в соцсетях и мессенджерах.

Из этих объявлений следует, что кол-центрам требуются новички почти в каждом крупном украинском городе, от Киева, Львова и Днепра до Одессы, Полтавы и Кривого Рога. Условия работы во всех офисах схожи: сотрудникам предлагают бесплатное обучение и оплачиваемую стажировку, обеды и кофе-брейки за счет компании, молодой коллектив и регулярные корпоративы, розыгрыши и подарки, а также зону отдыха с теннисными столами и игровой приставкой.

Более того, иногородним украинские кол-центры готовы предоставлять комфортные квартиры, а также первое время поддерживать материально. При этом новичкам в объявлениях рисуют самые радужные перспективы.

Мы дадим тебе возможность приехать на заряженной тачке на встречу одноклассников

из объявления украинского кол-центра

Платить новичкам кол-центры обещают фиксированные 250-500 долларов в зависимости от города и 15-20 процентов от каждой «закрытой трубки» — успешного обмана. Всего же в месяц сотрудники, по заверениям рекрутеров, получают от двух тысяч долларов, в то время как средняя зарплата на Украине составляет около 18,9 тысячи гривен (456 долларов). Откликнуться на вакансии кол-центры предлагают всем желающим от 15 лет.

Из навыков требуется лишь знание ПК, коммуникабельность и стрессоустойчивость, а еще свободное владение русским языком. Последний критерий особенно важен для цели будущей работы — ее кол-центры открыто указывают в описании вакансий.

Мы помогаем ВСУ, уничтожая экономику России. Владение русским языком обязательно

из объявления украинского кол-центра

У некоторых украинских офисов мошенников есть даже свои профили в соцсетях. Там наряду со снимками дорогих машин и пачек купюр они регулярно публикуют фотографии разрушенных домов под призывы помочь своей стране и отомстить.

«Я просто обманываю русских»

Несмотря на то что кол-центры мошенников на Украине существуют около 20 лет, открыто говорить о себе и показывать свою внутреннюю кухню они стали лишь после начала СВО — когда заявили, что больше не будут обманывать соотечественников, а направят все силы на работу против россиян.

Где я беру деньги? Просто обманываю русских

сотрудник украинского кол-центра — в ролике из TikTok

А когда мошенники стали перечислять немалый процент от похищенных у россиян денег ВСУ, все вопросы к ним со стороны украинских правоохранительных органов окончательно отпали. Менеджер украинского кол-центра, с которым на условиях анонимности удалось поговорить «Ленте.ру», заявил, что задержаний и наказаний офисы, сотрудничающие со спецслужбами, теперь не боятся.

По поводу уголовной ответственности — идет конфликт с Россией, поэтому задержать нас не могут: пострадавшие находятся в стране-агрессоре

менеджер кол-центра в Днепре

Впрочем, несмотря на это, на деле работа в кол-центрах Украины отнюдь не так комфортна, как обещают в описании вакансий. К примеру, как выяснила «Лента.ру», квартиру иногородним предоставляют лишь на первое время — и ее приходится делить с другими приезжими, а обещанную солидную зарплату получают лишь единицы сотрудников. При этом на все обучение кол-центры дают лишь 5-7 дней.

За это время новички должны выучить скрипты, которые потом будут использовать в разговоре с жертвами, освоить работу с базами данных и программы, а также изучить специальные методички по технике общения.

Однако менеджер признается: в первую неделю заработок новичка составит лишь около 50 долларов, а затем за ним закрепят фиксированную ставку — 400 долларов в месяц, а совсем не те две тысячи, которыми заманивают на работу. Так зарабатывать смогут лишь те, кто научится «закрывать трубки» на большие суммы. От каждой «закрытой трубки» сотруднику полагается процент — правда, его размер менеджер раскрывать не стал.

Особенно активные ребята в первый месяц и 600-800 долларов делают. Бывали случаи, когда «выносили» и 1,5 тысячи долларов. На моем опыте парень «закрыл трубку» в пять тысяч долларов — и это он первый месяц работал

менеджер кол-центра в Днепре

К слову, на первых порах новичкам, которых в украинских кол-центрах называют «холодильниками», запрещается лично вести клиентов. Они работают помощниками клоузеров — более опытных сотрудников, и вся их работа сводится к тому, чтобы прозванивать россиян по номерам из баз данных даркнета и, представляясь силовиками или сотрудниками Центробанка РФ, определять тех, кто идет на контакт.

После того как «холодильнику» удастся зацепить россиянина, в игру вступает клоузер — от «закрытой трубки» он получает куда больший процент и меньший негатив, чем его помощник. По словам менеджера, преодолеть путь от «холодильника» до клоузера можно за три месяца активной работы. Опытные клоузеры же могут вырасти до коучей и заниматься только обучением новичков или открыть собственный филиал кол-центра.

Как объясняет менеджер, первое время новоиспеченный начальник будет находиться под присмотром старших коллег. Ему подберут команду из 8-9 человек и выделят отдельное помещение в общем офисе. Как только команда покажет результаты, ее руководителю разрешают выбрать любой город Украины и открыть там по франшизе свой кол-центр. При этом такой проект получает полную поддержку вышестоящего руководства, но должен будет делиться выручкой.

«Не заберешь деньги ты — заберет другой»

Работать только своими силами телефонные мошенники не могут, а потому имеют пособников на территории России — курьеров и дропперов, с помощью которых похищенные деньги выводятся за пределы страны, говорит директор по развитию центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA ГК «Солар» Александр Вураско.

Курьеров мошенники часто ищут через Telegram-каналы с вакансиями из даркнета. Каждый день в них публикуются тысячи предложений для водителей и соискателей без машины, которые за солидную сумму были бы готовы перевозить запрещенный товар. Какой именно товар, в описании вакансий указывается далеко не всегда, и за подробностями приходится переходить в чат с автором объявления. С большей вероятностью речь там пойдет о наркотиках, однако время от времени попадаются и другие варианты — например, деньги, на что рекрутеры всячески пытаются намекнуть уже в самой вакансии.

Ищем человека, который готов поработать курьером. Оплата в сутки сто тысяч рублей. Не чернуха, наоборот, вы можете помочь другим людям

из объявления анонимного пользователя в Telegram-канале с вакансиями из даркнета

Корреспондентка «Ленты.ру» связалась с автором объявления, чтобы узнать подробности работы. Он заявил, что перевозить нужно будет деньги, но потребность в курьере на тот момент отпала — «вакансию» якобы закрыли за один день. Однако через пару недель «работодатель» вернулся с предложением сам: нужно было оформить самозанятость и пройти курьерскую активацию в одном из сервисов «Яндекса».

За это он обещал заплатить 3,5 тысячи рублей и передал контакт человека, который должен был рассказать о работе подробнее, — им оказался пользователь под ником Коля. Тот сразу потребовал назвать свое имя, возраст и город проживания. Корреспондент «Ленты.ру» представилась 29-летней Ксюшей из Москвы и после этого получила новое задание: «Запиши видеокружок прямо сейчас, в котором скажешь: "Привет, меня зовут Ксюша, я из Москвы и хочу работать курьером"».

Кружок Коля хотел получить срочно, без задержек, для чего торопил и обещал в противном случае прекратить общение. Впрочем, даже получив категорический отказ, Коля все равно согласился ответить на часть вопросов о работе. Он прямо признал, что перевозить нужно будет деньги людей, которых до этого обработали телефонные мошенники, — зарплата курьера складывается из количества «отработанных адресов».

Товар — обычные деньги. Ты едешь на адрес, забираешь и едешь в «Москва-Сити» в обменник. Таких адресов будет 3-4 в день, может, и больше

Колярекрутер курьеров для телефонных мошенников

За один адрес, по словам рекрутера, платят 15 тысяч рублей и возмещают траты на такси, также за каждым курьером якобы закрепляют адвоката, который «вытаскивает из полиции в течение двух часов». При этом отказываться от какого-либо адреса или жертвы, будь то пенсионер или инвалид, нельзя: «Адрес дают, ты едешь без вариантов».

«Результат уже есть, человек отработан. Не заберешь деньги ты — заберет другой, а с тобой просто попрощаются», — поясняет Коля в переписке. К слову, для того чтобы устроиться на работу, от потенциального курьера, помимо видеокружка и фото документов, также требуют «видео из хаты». Оно должно быть таким, чтобы было видно и само жилье, и опознавательные знаки за окном, которые помогут идентифицировать адрес. Депозит при этом не требуется.

Интересно, что общался Коля исключительно голосовыми сообщениями — без акцента и грамотно

При этом на фоне поначалу слышался шум, как будто в момент записи рекрутер находился в многолюдном помещении. Однако на одном из голосовых на заднем плане прослушивалась речь на чистом английском языке — например, отчетливое my talent («мой талант»).

«Мне просто предложили работу»

Дропперами — второй важной категорией «персонала» телефонных мошенников — часто становятся молодые люди, которые не понимают, что делают что-то противоправное.

Молодые люди откликаются на объявление “Вам придет 100 тысяч рублей на карту. Вы 20 оставите себе, а 80 переведете на другой счет” или “Идите в банк, оформите дебетовую карту и передайте ее другому человеку”. Вроде мелочь, а по факту человек — соучастник преступления, в котором будет фигурировать его карта

Александр Вураскоэксперт по информационной безопасности

Сегодня в соцсетях и мессенджерах размещены тысячи объявлений с предложением заработать на оформлении на свое имя банковских карт. Авторы объявлений готовы платить за одну карту 5-70 тысяч рублей, в зависимости от банка. Еще более выгодный вариант — получить связку из нескольких карт. За ее оформление дроппер может разом заработать до 150 тысяч рублей. При этом покупатели готовы предоставить все необходимые условия для желающих из других городов.

«Геолокация: Москва. Если из другого города — не проблема, оплатим билеты до Москвы, проживание в хорошем отеле и еду. Сами будем возить по банкам, займет от начала работы и до получения денег 4-5 дней» (из анонимного предложения в мессенджере).

О том, для каких целей будут использоваться банковские карты, сами заказчики уточняют далеко не всегда или ограничиваются лаконичным ответом: «Не чернуха — процессинг».

Тем не менее статистика говорит о том, что за многими из таких предложений на самом деле стоят телефонные мошенники — в этом году они стали на 20 процентов чаще вовлекать россиян втемную в свои дела

Так, 22 ноября 2024 года полиция Санкт-Петербурга задержала двух молодых людей по подозрению в пособничестве украинским мошенникам. Выяснилась, что парни решили подзаработать и откликнулись на предложение в Telegram о легких деньгах. Выполнив несколько заданий в регионе, молодые люди поехали в командировку в Северную столицу. Там им нужно было забрать деньги и перевести их по указанным реквизитам. О том, что их куратором был сотрудник украинского кол-центра, молодые люди, по их словам, не догадывались.

Из показаний задержанного дропа: «Мне просто предложили работу — забирать доставку денег. Их подлинность мне известна не была. Я поехал в Москву, потом в Питер, где встретил таксиста с деньгами. Потом это отвез в обменник».

Его товарищ признался, что прельстился обещанным заработком — за небольшой промежуток времени ему обещали солидные деньги. Работа была устроена следующим образом: куратор отправлял заявку дропперу, после чего тот или сам ехал за деньгами по указанному адресу, или получал их от другого участника цепочки — на языке дропперов, от него требовалось произвести забор. Далее нужно было отправиться в криптообменник и положить наличные на кошелек. С каждой сделки молодой человек получал от 0,1 до 0,5 процента.

В настоящее время оба дроппера задержаны, в отношении них возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 («Мошенничество в особо крупном размере») УК РФ. Им грозит до десяти лет колонии.

Анатомия дроповодства

Эксперты делят дропперов на четыре категории — обнальщики, транзитники, заливщики и универсалы. Задача первых — обналичить поступившие на счет деньги и передать их другому участнику цепочки. За это им обещают, как правило, 5-10 процентов от обналиченной суммы. Чаще всего именно этот тип дропов попадается полицейским.

Транзитники принимают денежные средства на свой счет, а потом просто переводят их сторонним лицам по указанным реквизитам и тем самым удлиняют цепочки трансакций. Заливщики же получают наличные от таких же дропов, после чего вносят деньги к себе на счет и отправляют следующему человеку. Универсалами считаются те, кто может совершать разные задачи в зависимости от ситуации.

Еще один вариант работы дропперов — человек за вознаграждение передает мошенникам свою карту и предоставляет доступ в личный кабинет банка. Таким образом мошенники удлиняют и усложняют цепочку своих схем, запутывают следы и подставляют под возможное наказание не себя, а посредников

В любом случае над каждым из дропов стоит куратор — дроповод, который находится с подопечными на связи и проводит для них инструктажи. К примеру, дроповоды дают рекомендации о правилах конспирации: надевать неприметную темную одежду, очки, кепку и капюшон, прятать татуировки, не использовать лифты и передвигаться на такси, вызванном по номеру телефона, а не через приложение.

Дроповоды считаются предпоследним звеном в преступной схеме, над которым находятся непосредственные организаторы, — чаще всего это наркоторговцы, мошенники или кол-центры. По данным ЦБ, в основном дропами становятся студенты, безработные, мигранты, приезжие в мегаполисы из деревень и маленьких городов, а также пенсионеры. Как правило, они верят, что смогут легко и быстро заработать, и часто даже не подозревают, что на самом деле участвуют в преступных схемах украинских кол-центров.

Какими бывают дропперы

В зависимости от осведомленности дропперов о криминальной составляющей своей работы их делят на разводных и неразводных. Последние действуют добровольно и умышленно, зная о рисках и грозящем наказании. Как правило, они сами ищут организаторов преступных схем в надежде поправить свое финансовое положение. По данным Сбера, эти люди чаще всего имеют много долгов, а вместе с ними — алкогольную или наркотическую зависимость.

Потому для подстраховки перед началом сотрудничества дроповоды требуют от дропов отправить фото с паспортом в развернутом виде. Нередко на том же этапе кураторы заставляют подопечных записывать видео с экстремистскими лозунгами или писать их на бумаге и фотографироваться с ними. О компромате дроповоды напоминают дропам в том случае, если те решают выйти из схемы.

Помимо этого, за дропперами присматривают спортики — молодые люди с хорошими физическими данными, которые готовы за вознаграждение избить человека или нанести ему увечья. Как правило, им заказывают нападения на дропов, которые попытались скрыться с деньгами или оставили себе процент больше положенного. Их спортики выслеживают, а затем угрозами или силой заставляют вернуть похищенное.

«Украинцы пытаются маскировать свои заказы»

Исполнителей акций устрашения против дропперов заказчики, как правило, находят на даркнет-форумах или в отдельных Telegram-каналах, но могут пойти и иным путем, обратившись в так называемые агентства спортиков.

Как рассказал «Ленте.ру» владелец одного из них, заказы на дропов, дроповодов и других должников ему поступают практически ежедневно. По душу дропперов в основном приходят их кураторы — именно они несут ответственность за чистоту работы подопечных. Потому, по словам источника, дроп и дроповод, как правило, из одной страны.

«Дроповодам проще контролировать своих людей на местности, нередки случаи, когда это их знакомые. Например, есть кейсы, когда дроповод учится в учебном заведении и просто скупает банковские карты у своих одногруппников или однокурсников», — говорит владелец агентства.

Однако после начала СВО, отмечает он, появилось много заказов со стороны Украины.

За такое мы не беремся. Несмотря на то что мы преступники, мы имеем четкие принципы и кодекс. Поэтому, зная, что мы откажем, украинцы пытаются замаскировать свои заказы под коммерцию или бытовуху

владелец крупного агентства спортиков

По словам мужчины, понять, что заказ пришел со стороны Украины, обычно не составляет труда: клиент не может предоставить доказательства вины того, кого просит наказать, начинает темнить и заниматься подлогами. Однако спортиков-одиночек, которые ищут заказы сами, обмануть куда легче. Так, в декабре 2024 года один из сотрудников агентства нашел в даркнете заказ на стороне — анонимный пользователь искал того, кто сможет поджечь склад конкурента. Заплатить за работу заказчик обещал около 300 тысяч рублей.

Откликнувшись на задание, спортик тут же получил и второе предложение: «Есть много предложений и по вышкам связи в разных регионах, есть вообще в глухих местах. Такое работаете?» А после отказа вернулся к первоначальному плану поджечь склад в Таганроге, параллельно убеждая спортика, что там нет ничего военного.

Однако на деле оказалось, что на складе базировался магазин военной формы и камуфляжа, который, ко всему прочему, участвует в тендерах на поставку одежды военным Таганрога. На это указал куратор спортика из агентства ХХХ, который был на связи с подопечным и случайно узнал о «шабашке», когда тот уже направлялся на задание. В целом поджог какого-либо объекта — распространенное задание для спортиков. Как объясняет владелец агентства, основная цель всех заказов — вернуть деньги или хотя бы их часть.

Для одних достаточно будет нашего имени, чтобы быстро вернуть деньги, некоторые глупее. Тогда мы и начинаем действовать. Если человек совсем не понимает либо у него этих денег уже нет, то рассматриваем физическое наказание

владелец крупного агентства спортиков

По его словам, порой заказчики просят сделать что-то особое по отношению к цели — например, облить зеленкой, лишить части имущества или пальца. Такие услуги обходятся клиентам в немалую сумму. За поджог двери агентства берут около 50-70 тысяч рублей, за сожжение машины — 200 тысяч рублей, а расценки за физическое наказание начинаются от 100 тысяч рублей — в зависимости от личности жертвы и характера наказания.

Цена обмана

Пожалуй, самой драматичной страницей в истории телефонного мошенничества в России стали события, пик которых пришелся на конец лета 2023 года и конец 2024 года. Тогда аферисты вначале стали обирать россиян до нитки, а затем обманом толкать их на особо тяжкие преступления — диверсии и теракты. Жертв убеждали, что своими действиями они смогут либо вернуть потерянные средства, либо помочь правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Потерявшие все люди не могли трезво оценить ситуацию — и сами становились преступниками.

Как обманутые россияне совершали поджоги с начала СВО

С февраля 2022 года по заданию мошенников россияне по меньшей мере 136 раз поджигали военкоматы, автомобили, служебные помещения полиции, а также объекты транспортной инфраструктуры. В основном злоумышленники пытались сорвать перемещение военных грузов из глубины российской территории к линии боевого соприкосновения.

В связи с этим география ЧП оказалась обширной: от Приморского края и Забайкалья (26 случаев) до Курской, Белгородской областей и Краснодарского края (34 случая). Примечательно, что активность мошенников растет: если в 2022 году таких фактов было всего четыре, то в конце 2024 года их число возросло до 54 за один месяц.

Так, 23 июля 2023 года учительница из Феодосии, прекрасный педагог, которая была на хорошем счету в школе и активно занималась патриотическим воспитанием учеников, метнула коктейль Молотова в военкомат. Она была уверена, что действует по заданию российских спецслужб, — и стала фигуранткой уголовного дела.

1 августа того же года жертвы мошенников совершили аналогичные атаки на военкоматы по всей стране — в том числе в Санкт-Петербурге, Калуге, Копейске, Верхнеуральске, Можайске, Россоши, Казани, Омске и Подольске. А 76-летнему жителю Всеволожска (Ленинградская область) Валерию Ершову подобный обман и вовсе стоил жизни. Приветливый и спокойный мужчина, которого в городке все знали как дядю Валеру, всю жизнь проработал на оборонном заводе.

В последние годы он жил один — жена ушла из жизни, а детей у них не было. Однажды утром дяде Валере позвонили «сотрудники ФСБ» и сообщили страшную новость: его единственную квартиру злоумышленники якобы выставили на электронном аукционе за 4,5 миллиона рублей. Чтобы сохранить жилье, его нужно срочно продать — раньше, чем это сделают преступники.

Дядя Валера так и сделал: быстро продал квартиру за четыре миллиона рублей, а деньги перевел на сохранение «надежным людям из ФСБ»

На этом пожилой мужчина успокоился — но от имени спецслужбы ему позвонили вновь: якобы переведенные деньги от продажи квартиры похитили мошенники и, чтобы их наказать, нужно поджечь некое здание. К военкомату Всеволожска дядя Валера пришел 2 августа около 9:30 утра. Дрожащими руками он поджег две бутылки с зажигательной смесью и метнул их в сторону здания — но бутылки упали и разбились об асфальт, так и не достигнув цели. Пенсионер нервничал слишком сильно.

Подбежавшая охрана быстро скрутила дядю Валеру. Вскоре пенсионер оказался в полиции, где ему сообщили, что теперь он фигурант уголовного дела, а звонили ему не сотрудники ФСБ, а обычные телефонные аферисты. Следователи вошли в его положение — не стали арестовывать и отпустили домой под обязательство о явке. Но в полицию дядя Валера так и не явился: на следующий день он покончил с собой, не выдержав свалившегося на него горя.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.