Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram

Абрамович, Борис

Владелец холдинга "ЭйрБридж", бывший гендиректор авиакомпании "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр")

Российский предприниматель, в 1998-2008 годах занимал должность генерального директора авиакомпании "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр"), вошедшей в 2007 году в холдинг AirUnion. Владелец холдинга "ЭйрБридж", бывший совладелец Sky Express (до октября 2008 года).

Борис Михайлович Абрамович родился 29 января 1960 года в Красноярске [35], [38]. В 1983 году окончил Рижский институт гражданской авиации [35], [38].

С 1983 года работал сменным инженером, начальником смены, затем начальником цеха авиационно-технической базы Красноярского объединенного авиаотряда [38]. В 1986 году занял должность главного инженера на авиационном заводе №67 в Красноярске [35], [38]. С 1988 по 1990 год (по другим данным – с 1988 по 1989 год [35]) был начальником авиационно-технической базы аэропорта Черемшанка [38]. С 1990 по 1995 год (по другим данным – 1989 по 1990 год [35]) работал заместителем начальника управления по эксплуатации авиационной техники, затем главным инженером в Красноярском управлении гражданской авиации [38].

В 1995 году вместе с братом-близнецом Александром создал и возглавил ОАО "Сибирская авиатранспортная компания" (Сибавиатранс) [35], [38]. В июне 1998 года был избран генеральным директором ОАО "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр") [35], [38]. После того как в мае 2005 года структуры, аффилированные с руководством "Красноярских авиалиний", приобрели контрольный пакет акций ОАО "Авиакомпания "Омскавиа"", Борис Абрамович вошел в совет его директоров, который возглавил Александр Абрамович [35]. Летом 2004 года с учреждением управляющей компании ООО "ЭйрБридж" началось формирование крупнейшего авиационного альянса, в который вошли "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Сибавиатранс", "Омскавиа" и "Самара". Впоследствии альянс стал функционировать под брендом "ЭйрЮнион" (AiRUnion) [37], [36].

В 2005 году личное состояние Абрамовича оценивалось в 1,7 миллиарда рублей [35].

Согласно некоторым данным, опубликованным в 2006 году, "КрасЭйр" занимал пятое место среди российских авиакомпаний по объемам перевозок [36], тогда как большинство источников присваивали компании четвертое место [37], [38]. 17 мая 2006 года против руководства "КрасЭйр" было возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса РФ, предусматривающей наказание за "мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере". В августе того же года дело было закрыто за отсутствием состава преступления [36], [34].

В 2006 году Абрамович стал основным акционером и владельцем блокирующего двадцатипятипроцентного пакета акций первой российской low-cost авиакомпании Sky Express [33], которая начала полеты в январе 2007 года [29]. В феврале 2007 года "ЭйрБридж" приобрел за 800 тысяч евро национального венгерского авиаперевозчика: компанию Malev [32], [25]. Сделку по покупке Malev финансировал "Внешэкономбанк" (ВЭБ), причем российская сторона взяла на себя все долги Malev (они оценивалась в сумму от 50 до 130 миллионов евро). Кроме того, Malev объявил о намерении закупить у России 15 самолетов Sukhoi Superjet 100 [25], [12], [10], [30]. Сам же Борис Абрамович возглавил совет директоров Malev, в который вошли также и другие представители российской стороны [28]. Однако в состав AiRUnion венгерская авиакомпания включена не была [25].

В мае 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании AiRUnion. Доля государства в уставном капитале холдинга должна была составить не менее 45 процентов, а Борису Абрамовичу и "ЭйрБридж" в будущем должен был перейти контрольный пакет [31]. Сама компания впоследствии должна быть включена в государственный перечень стратегических предприятий. AiRUnion с 70 воздушными судами стало одним из самых крупных предприятий в России и боролось за второе место по количеству перевезенных пассажиров с S7 Airlines и "Трансаэро" (первое место принадлежало "Аэрофлоту") [21].

Однако летом 2008 года стало известно о финансовых проблемах AirUnion: долг компании перед кредиторами и сотрудниками составил 1 миллиард долларов, а на фоне рекордно высоких цен на нефть и монополизации рынка авиатоплива у AirUnion появилась задолженность перед авиазаправщиками, что привело к задержке десятков рейсов [20], [13]. 21 августа Росавиация ввела запрет на продажу билетов на зимние перевозки AirUnion [24]. В том же месяце госкорпорация "Ростехнологии", которой в качестве имущественного взноса РФ [27], передавались контрольные пакеты входящих в AirUnion авиакомпаний [26], сделала официальное заявление. На том основании, что пока она еще не является акционером авиакомпаний-должников, госкорпорация отказалась гарантировать исполнение их обязательств [23].

В сентябре 2008 года было объявлено, что альянс AirUnion, по выражению "Российской газеты", "реанимируют, включив в него новых акционеров". Сообщалось, что помимо AirUnion в новую структуру войдут принадлежащий правительству Москвы "Атлант-Союз", ГТК "Россия", а также региональные компании "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток Авиа". Формирование нового национального авиаперевозчика было поручено госкорпорации "Ростехнологии", в управление которой должен был перейти контрольный пакет его акций. 11 сентября стало известно, что долговые обязательства перед кредиторами альянса AiRUnion готова взять на себя авиакомпания "Атлант-Союз" [15]. Судя по тому, что о братьях Абрамовичах в официальном пресс-релизе не упоминалось, "обновленный AirUnion будет совсем другой компанией", - сделали вывод СМИ [19], [22].

Как отметили в газете "Коммерсантъ", в ней "места для господ Абрамовичей не видно" [20], однако глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов не исключил, что Борис Абрамович свою долю в компани "сохранит, если что-то останется после оценки долгов" [17]. В связи с этим события с AirUnion в прессе часто называли переделом собственности [18], [21].

В сентябре 2008 года глава Росавиации Евгений Бачурин заявил: "Sky Express - один из крупнейших должников на сегодняшний день с долгом более 1 миллиард рублей", - и пообещал в ближайшее время лишить авиакомпанию лицензии. В самой авиакомпании эти обвинения опровергли, но появились слухи, что пакет акций Sky Express может купить глава совета директоров и совладелец ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталий Ванцев [16], [14].

В октябре 2008 года "Ведомости" со ссылкой на самого Абрамовича сообщили, что ни он сам, ни его брат Александр, ни близкие к ним структуры уже не являются совладельцами Sky Express. На вопрос издания, связан ли их выход из акционеров с кризисом авиакомпаний AirUnion, Абрамович ответил отрицательно. Когда и кому была продана его доля, Абрамович не сообщил [11].

В том же месяце истекли полномочия Абрамовича как генерального директора ОАО "Авиакомпания 'Красноярские авиалинии'" (сообщалось, что решение об этом принял совет директоров компании). Согласно информации, предоставленной руководством авиакомпании, доля участия Абрамовича в уставном капитале ОАО на момент истечения его полномочий составила 0,0002 процента [9].

Обстановка с Malev также была напряженной: в венгерской авиакомпании объявили о масштабном сокращении персонала и маршрутной сети. Профсоюз пилотов заявил, что причиной кризиса стал непрофессионализм руководства компании [12]. Сам Абрамович заявил, что кризис с AirUnion не должен отразиться на деятельности Malev [10]. В декабре 2008 года "Коммерсантъ" сообщил о том, что пакет акций Malev вскоре перейдет в собственность финансировавшей приватизацию Malev госкорпорации Внешэкономбанк, после чего он может быть продан "Аэрофлоту", о чем ВЭБ, по сведениям СМИ, уже проводил переговоры [7].

В январе 2009 года в собственность ВЭБа перешли находившиеся у него в залоге акции AirBridge Zrt, 49 процентов из которых принадлежали Абрамовичу, а еще 46 процентов были зарегистрированы "на близкие к г-ну Абрамовичу венгерские фирмы". Газета "Время новостей", сообщившая об этом, подчеркивала, что переговоры с правительством Венгрии по поводу смены российского акционера Malev проходили при активном участии первого вице-премьера России Виктора Зубкова [5], [6]. Впоследствии, в марте 2010 года, ВЭБ вернул 95 процентов акций Malev Венгрии [4].

В конце мая 2011 года ВЭБ подал в суд на Абрамовича: как выяснилось, предприниматель не вернул банку кредит, выданный на покупку Malev. Сумма иска составляла 40,5 миллионов евро [3]. В ноябре того же года Мещанский суд Москвы в полном объеме удовлетворил иск ВЭБа, причем в этой связи называлась уже сумма 42 миллиона евро [2]. К тому времени СМИ сообщали, что Абрамович уехал из России [2], [8]. В марте 2012 года Мосгорсуд отменил решение Мещанского суда Москвы о взыскании с Абрамовича 42 миллионов евро в связи с ошибочной суммой иска. Сообщалось, что дело было отправлено на пересмотр [1].

Абрамович является академиком Международной академии информации, заведующим кафедрой экономики и организации авиатранспортного производства Сибирской аэрокосмической академии, имеет ряд почетных званий [35], [38].

Борис Абрамович женат, у него есть дочь [35], [38].

Использованные материалы


[1] Иск ВЭБа о взыскании с Бориса Абрамовича €42 млн пересмотрят. — BFM.ru, 16.03.2012

[2] ВЭБ отсудил €42 млн у бывшего главы Air Union Бориса Абрамовича. — Газета.Ru, 14.11.2011

[3] Евлалия Самедова, Елена Михайлова. ВЭБ через суд потребовал у Бориса Абрамовича деньги, потраченные на Malev. — Маркер, 01.06.2011

[4] Петр Мироненко, Алексей Екимовский. Malev выполнил обратный рейс. — Коммерсантъ, 01.03.2010. — № 34/П (4334)

[5] Михаил Кукушкин. Российский банкир стал венгерским авиатором. — Время новостей, 12.02.2009. — № 24

[6] ВЭБ примет участие в оздоровлении Malev. — РИА Новости., 05.02.2009

[7] Петр Мироненко, Петр Нетреба, Елена Киселева, Алексей Екимовский. "Аэрофлот" берет Malev под крыло. — Коммерсантъ, 22.12.2008. — № 233/П (4050)

[8] Ольга Зайцева, Алексей Хазбиев. Кризис из воздуха. — Эксперт, 03.11.2008. — № 43 (632)

[9] Людмила Заборцева. Борис Абрамович лишился полномочий гендиректора "КрасЭйр". — РИА Новости, 21.10.2008

[10] Авиакомпания Malev продолжает существовать. — НИА (24rus.ru), 14.10.2008

[11] Анастасия Дагаева. Чей Sky Express? — Ведомости, 10.10.2008. — №192 (2214)

[12] Сергей Колобков. Malev аукнулась Абрамовичам. — РБК Daily, 25.09.2008

[13] Многомиллионная задолженность по зарплате выявлена в AiRUnion. — РИА Новости, 12.09.2008

[14] Владельцы "Внуково" могут получить 30% акций Sky Express - газета. — РИА Новости, 12.09.2008

[15] "Атлант-Союз" готов взять на себя долг AiRUnion. — Коммерсантъ, 11.09.2008

[16] Еще одна авиакомпания Абрамовича терпит бедствие. — Вести.Ru, 11.09.2008

[17] "Ростехнологии" поручатся за “ЭйрЮнион”. — Московский Комсомолоец, 09.09.2008

[18] Небольшой Эффективный Передел. — ИА Росбалт, 08.09.2008

[19] Елена Кукол, Татьяна Шадрина. Атлант выдержит двоих. — Российская газета, 05.09.2008. — №4745

[20] Алексей Екимовский. Слетная погода. — Коммерсантъ, 05.09.2008

[21] Павел Арабов. Пассажиров завалят скидками. — Известия, 05.09.2008

[22] Владимир Моторин. Для AirUnion нашли спасителей. — RB.ru, 04.09.2008

[23] Николай Огай. "Ростехнологии" отказались спасать AiRUnion. — RB.ru, 25.08.2008

[24] Росавиация запретила продажу зимних перевозок AiRUnion. — РИА Новости, 21.08.2008

[25] Олег Пантелеев. Стоп, машина. — АвиаПорт.Ru, 21.08.2008

[26] Олег Митяев. "Ростехнологии" поднимаются в небо. — РИА Новости, 30.05.2008

[27] Указ президента РФ. Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "ростехнологии" и об открытом акционерном общесте "ЭйрЮнион". — Пресс-служба президента РФ, 26.05.2008. — №853

[28] Сергей Стариков. Борис Абрамович закрепился в Malev. — РБК Daily, 16.03.2008

[29] Низкобюджетная авиакомпания Sky Express приступила к полетам. — ИТАР-ТАСС, 29.01.2008

[30] Максим Фетисов. Malev, AiRUnion, "Сухой" и ВЭБ заключили соглашение по SSJ-100. — АвиаПорт.Ru, 07.12.2007

[31] Авиалинии Бориса Абрамовича. — Ведомости, 03.05.2007

[32] Окно в Европу открыто. — АК КрасЭйр, 26.02.2007

[33] Анна Бажина. Борис Абрамович заблокировал Sky Express. — Business & FM, 11.12.2006

[34] Юлия Скворцова. Дан старт появлению авиакомпании AirUnion. — Финансовые известия, 17.08.2006

[35] Кто есть кто в Омске - Абрамович Борис Михайлович. — Коммерческие вести (www.kvnews.ru), 21.06.2006

[36] Сергей Рыжкин, Александр Коновалов. Генпрокуратура села на хвост "Красэйр". — Коммерсантъ, 07.06.2006. — №101

[37] Летный ресурс. — Коммерсантъ, 16.08.2005

[38] Оксана Сницарь. Борис Абрамович: «Новосибирск и Красноярск могут сотрудничать, а не конкурировать». — Континент Сибирь, 21.11.2003. — № 43 (369)