Чемезов, Сергей

Генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии"

Генеральный директор государственной корпорации "Ростехнологии" с ноября 2007 года, председатель Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" с апреля 2007 года. Ранее - генеральный директор (2004-2007) ФГУП "Рособоронэкспорт" (с 2007 года компания является монополистом в сфере экспорта конечной продукции военного назначения). Бывший заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта", бывший генеральный директор ФГУП "Промэкспорт". Действительный член Академии военных наук, кандидат экономических наук. Член бюро высшего совета партии "Единая Россия".

Сергей Викторович Чемезов родился 20 августа 1952 года в городе Черемхово Иркутской области.

В 1975 году Чемезов окончил Иркутский институт народного хозяйства, затем работал в Иркутском НИИ редких и цветных металлов и экспериментально-промышленном объединении "Луч". В 1983-1988 годах возглавлял представительство ЭПО "Луч" в Дрездене (ГДР), где в 1985-1990 годах работал офицер КГБ Владимир Путин. К этому периоду относится знакомство Чемезова с будущим президентом России.

В 1989 году Чемезов был назначен заместителем гендиректора внешнеторгового объединения "Совинтерспорт".

В 1996 году Чемезов пришел в управление делами президента, где возглавил отдел внешних экономических связей, который курировал Путин.

СМИ публиковали информацию о том, что Чемезов окончил Высшие курсы Военной академии Генштаба, однако подробности, в том числе специализация и дата их окончания, не сообщались.

В 1999 году Чемезов стал гендиректором Федерального государственного унитарного предприятия "Промэкспорт". В ноябре 2000 года указом президента Путина компании "Промэкспорт" и "Росвооружение" были объединены в единое ФГУП "Рособоронэкспорт". Генеральным директором "Рособоронэкспорта" стал Андрей Бельянинов, а Чемезов занял пост его первого заместителя.

В апреле 2004 года Чемезов возглавил "Рособоронэкспорт" и начал выстраивать под него всю систему производства и продаж военной техники в России - лично разработал стратегию превращения компании из отдела продаж российского ОПК в крупнейший финансово-промышленный холдинг. Пресса писала о соглашении "Рособоронэкспорта" с РСК "МиГ" и "Роскосмосом", о возможности получения Чемезовым контроля над двумя ведущими космическими предприятиями страны — РКК "Энергия" и НПО "Энергомаш", о создании им вертолетостроительной монополии, сделке по приобретению Курганмашзавода, завода имени Дегтярева, контрольного пакета акций "АвтоВАЗа" и ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма".

В апреле 2006 года Чемезов возглавил бюро общественной организации "Российский союз машиностроителей" (РСМ). В декабре того же года Чемезов возглавил совет директоров "АвтоВАЗа" (впоследствии неоднократно переизбирался на этот пост). В том же месяце на съезде "Единой России" он был избран в бюро высшего совета партии.

15 декабря 2006 года был подписан указ, в соответствии с которым с 1 марта 2007 года право на экспорт конечной продукции военного назначения будет сохранено только за ФГУП "Рособоронэкспорт". По мнению ряда СМИ, предоставление "Рособоронэкспорту" статуса монополиста стало для Чемезова, в первую очередь, демонстрацией степени собственной влиятельности и принадлежности к ближайшему окружению президента Путина.

28 апреля 2007 года Чемезов был избран председателем Союза машиностроителей России.

26 ноября 2007 года Путин назначил Чемезова генеральным директором государственной корпорации "Ростехнологии", которая будет курировать разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции. Одновременно Чемезов покинул пост главы "Рособоронэкспорта". 29 ноября 2007 года Путин подписал указ о преобразовании ФГУП "Рособоронэкспорт" в открытое акционерное общество (ОАО). Согласно указу находящийся в федеральной собственности 100-процентный пакет акций ОАО в течение 6 месяцев должен быть предан возглавляемой Чемезовым госкорпорации "Ростехнологии". В июле 2008 года новый президент России Дмитрий Медведев, официально вступивший в должность в мае того же года, подписал указ о формировании уставного капитала "Ростехнологий". Согласно итоговому варианту документа, в состав госкорпорации были включены 426 предприятий, около 80 процентов которых составили предприятия оборонно-промышленного комплекса.

В августе-ноябре 2008 года Чемезов фигурировал в сообщениях о кризисе в авиаальянсе AirUnion, когда задолженность по оплате топлива входящих в него авиакомпаний привела к массовым задержкам рейсов, и последующем создании нового российского авиаальянса. Первоначально в СМИ новый авиаперевозчик фигурировал под названием "Авиалинии России" (позже - "Росавиа"). Эта авиакомпаня так и не была создана; в 2011 году Чемезов вошел в состав директоров "Аэрофлота", с которым должна была конкурировать "Росавиа", а затем "Аэрофлоту" была передана основная часть авиационных активов "Ростехнологий".

Чемезов - действительный член Академии военных наук, кандидат экономических наук. С сентября 2007 года он занимает пост главы попечительского совета Федерации велосипедного спорта России (ФВСР).

Чемезов награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, орденом Почета, а также орденом Почетного легиона (высшая награда Французской Республики).

Чемезов женат, у него три сына.

Полная версия справки (84 кб.)

Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Страшный суд
Как Украина будет отнимать 7 миллиардов долларов у «Газпрома»
Герман Греф в специализированном костюме  Человек в костюме
Зачем Герман Греф примерил на себя роль людей с инвалидностью
Чао, евро!
Референдум в Италии как первый шаг к отказу от единой европейской валюты
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи