Ванцев, Виталий

Совладелец международного аэропорта Внуково

Совладелец аэропорта Внуково, первый заместитель генерального директора ОАО "Международный аэропорт "Внуково", председатель совета директоров ОАО "Внуково-Инвест", глава управляющей компании "Аэропорт". Бывший председатель совета директоров АО "Международный аэропорт "Внуково" (2005-2011), генеральный директор международного аэропорта Внуково (2002-2005), заместитель генерального директора аэропорта Внуково по инвестиционной политике (1997-2002).

Виталий Анатольевич Ванцев родился 10 ноября 1969 года в Хабаровске [31], [41], [40].

В 1990 году Ванцев окончил Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище. Из рядов вооруженных сил, где Ванцев после училища работал инженером-геодезистом, он уволился в 1993 году [31], [41], после чего поступил на курсы переподготовки гражданских специальностей [43]. По собственным словам, Ванцев после увольнения "трудился в небольших коммерческих структурах, потом был помощником депутата в Госдуме, помогал различным фирмам решать их нефтяные вопросы", что помогло попасть ему "в нефтяной бизнес" (фамилия депутата не сообщалась) [31].

В 1995 году Ванцев занял пост генерального директора компании "Валс" по переработке нефти на Московском и Рязанском НПЗ. Работая в этой должности, Ванцев занимался продажей топлива столичным аэропортам [31]. Однако по другим данным, уже с 1992 года Ванцев работал "на руководящих должностях в аэропорту Внуково" (подробности не сообщались) [41].

В 1997 году Ванцев окончил Академию экономики и международных экономических отношений [41], [40]. В том же году он стал заместителем генерального директора аэропорта Внуково по инвестиционной политике. "Мне задолжали во "Внуково". Я сюда пошел, думал, деньги возьму, а остался работать", - рассказывал он о своей дальнейшей карьере в интервью "Ведомостям". В том же интервью он рассказал и об истоках своего бизнеса: по его словам, "задолженность аэропорта за топливо была очень большой", и чтобы ее погасить, "Внуково"' стало распродавать виды бизнеса ("Мне и моим партнерам, с которыми я работал на Московском и Рязанском НПЗ, достался топливозаправочный комплекс) [31], [43]. После того, как компания "Валс" стала владельцем топливозаправочной инфраструктуры во "Внуково", она сменила название на "Авиационно-нефтяная компания" (АНК). С 1999 года компания начала заниматься инвестициями непосредственно в аэропортовый бизнес, создав компанию "Внуково-Инвест" [43]. В конце 90-х в СМИ начинает фигурировать и отец Виталия Ванцева, Анатолий Ванцев. Он упоминался как генеральный директор некоего ЗАО "Вегос Корпорэйшн", а также (в 1999 году) как генеральный директор АНК [48], [47]. "Я взял его на работу, когда тот ушел с преподавания из Военной академии им. М. В. Фрунзе", - рассказывал Ванцев-младший [31].

В 2002 году Виталий Ванцев стал генеральным директором международного аэропорта Внуково [43]. В год, когда он занял этот пост, мэр Москвы Юрий Лужков предложил в исполнение Москвой столичных функций передать ей акции аэропорта Внуково в счет погашения задолженности по субвенциям [46]. Через год договоренность была достигнута, и в ноябре 2003 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому находившиеся в собственности Минимущества РФ 60,88 процента и оцененные в 1,74 миллиарда рублей акций АО "Аэропорт Внуково", перешли в собственность Москвы. Однако на тот момент весь аэропорт Внуково и связанный с ним бизнес де-факто уже контролировался АНК, крупнейшими совладельцами которой СМИ называли отца и сына Ванцевых (по данным журнала "Власть", АНК к тому времени (2004 год) принадлежало ЗАО "Внуково-инвест" (собственник второго крупного пакета — 38,2 процента акций АО "Аэропорт Внуково"), 75 процентов АО "Международный аэропорт Внуково", 60 процентов ЗАО "Топливозаправочный комплекс", 59 процентов ЗАО "Топливозаправочная компания" и больше 50 процентов АО "ТЗК 'Прима-Фьюэл'") [44]. "Во "Внуково" мы все время ощущали поддержку московских властей", - отмечал в интервью "Ведомостям" в 2004 году, рассказывая историю передачи Москве активов аэропорта [43]. Тогда же, в ноябре 2003 года столичные функционеры, сохранив АО "Аэропорт "Внуково", зарегистрировали и новое юридическое лицо - АО "Международный аэропорт "Внуково" [45]. По данным на 2008 год, основными акционерами АО "Аэропорт "Внуково" - управляющей компании терминала внутренних линий - являлись правительство Москвы (60,87 процента обыкновенных акций) и подконтрольное Ванцеву "Внуково-Инвест" (36,5 процента). Акционерами же управляющей компании международного терминала - АО "Международный аэропорт "Внуково" - назывались правительство Москвы (25 процентов плюс 1 акция) и АНК (75 процентов минус 1 акция) [39].

В 2005 году Виталий Ванцев возглавил совет директоров АО "Международный аэропорт "Внуково" [31], [40], [27] (сохранял должность и по информации на октябрь 2008 года [26], [31], [27]). Писали о нем СМИ и как об акционере, владельце 26 процентов акций авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз" - базового авиаперевозчика "Внуково" [41], [31], [42]. Причиной продажи в 2007 году принадлежавшего ему пакета активов "Атлант-Союза" сам Ванцев называл отсутствие возможности "достаточно времени и сил развитию такой мощной авиакомпании". При этом он не исключил, что в будущем вернется и в этот бизнес, став владельцем пакета "какой-нибудь авиакомпании" [42].

С 2007 года Ванцев упоминался в СМИ также как совладелец аэропорта Внуково [26], [31], первый заместитель гендиректора ОАО "Аэропорт Внуково", председатель совета директоров ОАО "Внуково-Инвест" [41], а также как глава управляющей компании "Аэропорт", курирующей бизнес "Внуково" в регионах [40]. Его отец фигурировал в прессе как управляющий делами ОАО "Международный аэропорт Внуково" [31].

В начале сентября 2008 года Виталий Ванцев как совладелец "Внуково" и человек, близкий к столичному правительству [26], возглавил антикризисный штаб по ситуации вокруг авиаальянса AirUnion [31]. Кризис разразился после того, как задолженность по оплате топлива входящих в него авиакомпаний привела к массовым задержкам рейсов. Госкорпорация "Ростехнологии", которой указом президента, подписанным в мае того же года [38], передавались контрольные пакеты входящих в AirUnion авиакомпаний, гарантировать исполнение их обязательств отказалась [37]. В том же месяце состоялась встреча Путина с главой Минтранса Игорем Левитиным, по итогам которой было объявлено, что альянс AirUnion, по выражению "Российской газеты", "реанимируют, включив в него новых акционеров". По сути, речь шла о формировании нового национального авиаперевозчика, которое было поручено госкорпорации "Ростехнологии". При этом о владельцах значительных пакетов акций авиакомпаний, входящих AirUnion, братьях Борисе и Александре Абрамовичах в официальном пресс-релизе не упоминалось [34], [36]. В связи с этим события с AirUnion в прессе оценивались как передел собственности [33], [35] (при этом Ванцев версию о том, что государство использовало трудностями Абрамовичей, чтобы завладеть их активами, категорически отвергал [31]).

В октябре того же года было объявлено, что новый авиационный холдинг будет строиться на базе новой компании, регистрация которой была назначена на "ближайшее время" [29], [30], [25]. 50 процент плюс 1 акция новой структуры решено было передать "Ростехнологиям", а 50 процентов минус 1 акция - столичному правительству [24], чья авиакомпания "Атлант-Союз" еще в сентябре выразила готовность взять на себя долговые обязательства альянса AiRUnion перед кредиторами [32]. Тогда же, в октябре 2008 года, было обнародовано [29], [28] окончательное название компании - "Авиалинии России" [28], [23]. Собрание ее учредителей состоялось 21 октября 2008 года. Сообщалось, что в новое ОАО должны войти госпакеты авиакомпаний, передаваемые "Ростехнологиям", авиакомпания правительства Москвы "Атлант-Союз", а также бывшие компании альянса AiRUnion: "Красэйр", "Домодедовские авиалинии" и "Самара" [23]. На том же собрании Ванцев был выдвинут на пост гендиректора "Авиалиний России" [26], после чего он заявил о решении оставить оперативное руководство собственным бизнесом и в дальнейшем "сфокусироваться на развитии создаваемой государственной авиакомпании" [27].

В ноябре 2008 года было зарегистрировано юридическое лицо авиакомпании "Авиалинии России" - ОАО "Авиакомпания". "По техническим причинам" 99 процентов акций нового ОАО получил сам Ванцев, а еще 1 процент достался начальнику юридического отдела аэропорта Внуково Константину Мусатову. При этом сообщалось, что в дальнейшем все эти акции должны были быть выкуплены госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Москвы за "символическую" цену. Совет директоров ОАО "Авиакомпания" также возглавил Сергей Чемезов. В том же месяце состоялось первое заседание совета директоров "Авиалиний России". Ожидалось, что он и назначит Ванцева гендиректором авиакомпании. Однако, как сообщил "Коммерсант", Ванцев как глава ОАО "Авиакомпания" назначил себя гендиректором "Авиалиний России" сам, а совет лишь утвердил структуру будущей компании в виде трех дочерних региональных предприятия с условными названиями "Запад", "Центр" и "Восток" [22]. В то же месяце мэр Москвы объявил о том, что название нового национального авиаперевозчика "Авиалинии России" было рабочим и его изменили на "Росавиа". Он выразил уверенность в том, что "Росавиа" в ближайшем будущем станет конкурентом "Аэрофлота" [21].

В интервью "Ведомостям" в сентябре 2008 года Ванцев выражал желание стать не только гендиректором, но и акционером новой компании-перевозчика ("просто меня никто не звал"). Он подчеркнул, что сделает это "с удовольствием", после того как компания окрепнет и выйдет на фондовый рынок [31]. В августе 2009 года было объявлено о том, что правительство Москвы отложило процесс объединения "Атлант-союза" с авиаактивами "Ростехнологий". Ожидалось, что вновь вопрос о внесении компании в "Росавиа" вновь может быть поднят лишь после того как "финансовое положение "Атлант-союза" улучшится" [17]. Этого так и не произошло: в январе 2011 года "Атлант-союз", к тому времени переименованный в "Авиакомпанию Москва", прекратил полеты, а еще ранее, в сентябре 2010 года, "Росавиа" подал иск о собственном банкротстве [14], [12], [13].

По данным на 2008 год, Виталий Ванцев также являлся владельцем ОАО "Внуково-инвест" (80 процентов), ОАО "Аэропорт Внуково" (25 процентов), ЗАО "Внуково-карго", занимавшегося обеспечением грузовых перевозок (100 процентов), а также ОАО "Внуковский авиаремонтный завод №400" (68 процентов) и ОАО "Русджет" (бизнес-авиация, 70 процентов). По оценкам самого Ванцева, стоимость его доли в аэропорту Внуково составляла 1 миллиард долларов [41].

В декабре 2008 года Ванцев сообщил о приобретении им 39 процентов акций основанной братьями Абрамовичами компании SkyExpress (юридическое наименование - ЗАО "Небесный экспресс"), являвшейся первым lowcost-авиаперевозчиком в России. По словам самого Ванцева, в "Авиалинии России" SkyExpress не войдет (это подтвердили и представители департамента имущества правительства Москвы, заявившие, что приобретение пакета SkyExpress - это "личный проект Виталия Ванцева") [20]. В марте 2009 года "Ведомости" сообщили, что структурами, близкими к Ванцеву, приобретены 75 процентов акций SkyExpress. Издание высказало предположение, что доля была увеличена за счет пакета братьев Абрамовичей, которые "могли отдать акции за долги". "Могли продать пакеты и другие акционеры", - сообщала газета [19]. В том же месяце стало известно, что бизнесмен предложил правительству Москвы купить эти акции не более чем за 1 доллар. Столь небольшая плата, по данным "Ведомостей", объяснялась долгами SkyExpress (2,5 миллиарда рублей, почти 2 миллиарда из которых - долги авиакомпании поставщикам топлива в аэропорту Внуково) [18]. Эта сделка не состоялась. В июле 2010 года в прессе публиковались сообщения, что акционеры SkyExpress собирались продать компанию Олегу Дерипаске. Состав акционеров авиакомпании не раскрывался, но в 2011 году "Базовый элемент" Дерипаски уже назывался ее главным владельцем [15], [16], [9]. В октябре 2011 года авиакомпания была присоединена к другому активу "Базового элемента" - "Авиалиниям Кубани", а в конце того же месяца Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта SkyExpress [5], [6].

В 2011 году Ванцев покинул пост председателя совета директоров аэропорта Внуково, оставшись его рядовым членом [11], [3]. В том же году было объявлено, что мэрия Москвы продаст федеральному правительству свою долю во "Внуково", а в 2012 году начнется процесс объединения московских аэропортов Внуково и Шереметьево [7], [8]. О готовности принять участие в слиянии аэропортов заявили и частные инвесторы, в том числе Ванцев [10]. 22 декабря 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о передаче "Внуково" в федеральную собственность [4]. 23 января 2012 года Москва передала 74,7 процента акций аэропорта федеральным властям. Кроме того, 25-процентная доля "Внуково" осталась у компании ОАО "Внуково-Инвест" [2].

11 мая 2012 года стало известно, что "Внуково-Инвест" готово вложить свои средства в строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту "Домодедово", стоимость проекта оценивалась в 27 миллиардов рублей, реализовать его планировалась в рамках частно-государственного партнерства. По сведениям газеты "Коммерсантъ", компания "Внуково-Инвест" также была заинтересована в приобретении прилегающей к взлетно-посадочной полосе земли для того, чтобы построить новые терминалы и топливно-заправочный комплекс, таким образом фактически создав в Домодедово нового аэропортового оператора [1].

Ванцев - кандидат юридических наук (в 2001 году он защитил диссертацию на тему "Борьба с кредитными преступлениями (Криминологические и уголовно-правовые проблемы)" [49]) [41]

Ванцев женат, воспитывает четверых детей [41].

Использованные материалы


[1] Александр Панченко. Полосная операция. — Коммерсантъ, 11.05.2012. — № 83 (4868)

[2] Москва передала в федеральную собственность акции Внуково. — РИА Новости, 26.03.2012

[3] Акционеры "Аэропорта Внуково" переизбрали совет директоров компании. — РИА Новости, 20.02.2012

[4] Власти Москвы передали в федеральную собственность пакет акций аэропорта "Внуково". — Транспорт сегодня, 22.12.2011

[5] Аннулированы лицензии трех авиакомпаний, включая Sky Express. — РИА Новости, 01.11.2011

[6] Екатерина Соболь. Sky Express покидает рынок. — Коммерсантъ-Online, 19.10.2011

[7] За пакет "Внуково" столичное правительство Москвы получит 15 млрд руб. деньгами и 30 млрд руб. ценными бумагами. — ИА Финмаркет, 12.10.2011

[8] Ирина Парфентьева, Александр Панченко, Денис Скоробогатько. Правительство отдарится Москве за Внуково. — Коммерсантъ, 23.08.2011. — № 155 (4696)

[9] Екатерина Соболь. Sky Express теряет юридическое лицо. — Коммерсантъ, 06.06.2011. — № 100/П (4641)

[10] Александр Панченко. Совладельцы Внуково ищут место в Шереметьево. — Коммерсантъ, 06.04.2011. — № 59 (4600)

[11] Николай Лямов избран председателем совета директоров московского аэропорта Внуково. — ATO.ru, 08.03.2011

[12] Авиакомпания "Москва" с 17 января прекращает полеты. — РИА Новости, 14.01.2011

[13] "Атлант-Союз" переименован в "Авиакомпанию Москва". — Коммерсантъ-Online, 11.10.2010

[14] Петр Мироненко, Алексей Екимовский. "Росавиа" улетает в историю. — Коммерсантъ, 15.09.2010. — № 170 (4470)

[15] Сергей Колобков. Небесный экспресс Дерипаски. — РБК Daily, 27.07.2010

[16] Иван Гидаспов, Михаил Смилян. Дерипаска научит Sky Express точности. — GZT.Ru, 27.07.2010

[17] Анастасия Дагаева. Москва сдала билеты. — Ведомости, 11.08.2009. — №148 (2418)

[18] Анастасия Дагаева. Ванцев отдает Sky Express. — Ведомости, 16.03.2009. — №45 (2315)

[19] Анастасия Дагаева. Sky Express достался Ванцеву. — Ведомости, 02.03.2009

[20] Алексей Екимовский. Глава "Авиалиний России" вскочил в SkyExpress. — Коммерсантъ, 03.12.2008. — № 220(4037)

[21] Екатерина Сороковая. "Авиалинии России" превратились в "Росавиа". — Газета (GZT.Ru), 17.11.2008. — №218

[22] Петр Мироненко. "Авиалинии России" отправились в полет. — Коммерсантъ, 12.11.2008. — №205 (4022)

[23] Авиаперевозчики померяются крыльями. — Коммерсантъ Деньги, 27.10.2008. — №42 (697)

[24] Суперперевозчик расправляет крылья. — Финмаркет, 22.10.2008

[25] Андрей Михайлов. Государственные виражи. — ИА Росбалт, 22.10.2008

[26] Михаил Кукушкин. Еще один национальный перевозчик. — Время новостей, 22.10.2008. — №196

[27] Ванцев ушел из Внуково. — РБК daily, 22.10.2008

[28] Маринв Петракова. День рождения "Авиалиний России" намечен на сегодня. — Газета (GZT.Ru), 20.10.2008

[29] Авиалинии набирают высоту. Пресс-релиз. — ГК Ростехнологии, 13.10.2008

[30] Анастасия Дагаева, Юлия Федоринова. Именем России. — Ведомости, 03.10.2008. — №187 (2209)

[31] Анастасия Дагаева. "Нужно заканчивать этот бардак", — Виталий Ванцев, руководитель антикризисного штаба по ситуации с "Эйрюнион", совладелец аэропорта "Внуково". — Ведомости, 17.09.2008. — №175 (2197)

[32] "Атлант-Союз" готов взять на себя долг AiRUnion. — Коммерсантъ, 11.09.2008

[33] Небольшой Эффективный Передел. — ИА Росбалт, 08.09.2008

[34] Елена Кукол, Татьяна Шадрина. Атлант выдержит двоих. — Российская газета, 05.09.2008. — №4745

[35] Павел Арабов. Пассажиров завалят скидками. — Известия, 05.09.2008

[36] Владимир Моторин. Для AirUnion нашли спасителей. — RB.ru, 04.09.2008

[37] Николай Огай. "Ростехнологии" отказались спасать AiRUnion. — RB.ru, 25.08.2008

[38] Указ президента РФ. Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "ростехнологии" и об открытом акционерном общесте "ЭйрЮнион". — Пресс-служба президента РФ, 26.05.2008. — №853

[39] Максим Фетисов. "Внуково-Инвест" приобрело акции аэропорта "Внуково" на 3,9 млрд руб. — АвиаПорт.Ru, 17.03.2008

[40] Сергей Стариков. "Бороться можно за любого авиаперевозчика". — РБК daily, 30.01.2008

[41] Личное дело. — Коммерсантъ, 26.11.2007. — № 217/П(3793)

[42] Алексей Екимовский. "Государство и аэропорт я бы держал подальше друг от друга". — Коммерсантъ, 26.11.2007. — № 217/П (3793)

[43] Илья Хренников. Интервью: Виталий Ванцев, гендиректор Международного аэропорта "Внуково". — Ведомости, 08.12.2004. — № 226 (1266)

[44] Транспорт. — Коммерсантъ-Власть, 26.07.2004. — № 29 (582)

[45] Анжела Сикамова. "Внуково" клонировали. — Независимая газета, 19.11.2003

[46] Указ президента РФ. О передаче в собсвенность г. Москвы находящися в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Аэропорт Внуково". — Пресс-служба президента РФ, 14.11.2003. — №1355

[47] Терминал "Внуково" построит нефтетрейдер. — Ведомости, 14.09.2001

[48] Авиационно-Нефтяная Компания (АНК), ОАО. Квартальный отчет эмитента 1999 год, 2 квартал - приложение 1. — Законодательство и инвестиции, 29.06.1999

[49] Ванцев Виталий Анатольевич. Борьба с кредитными преступлениями (Криминологические и уголовно-правовые проблемы). — Электронный каталог российских диссертаций

Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
«Мы боремся за каждую жизнь»
Кто виноват в гибели 10 детей под Ханты-Мансийском
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить