Ванцев, Виталий

Совладелец международного аэропорта Внуково

Совладелец аэропорта Внуково, первый заместитель генерального директора ОАО "Международный аэропорт "Внуково", председатель совета директоров ОАО "Внуково-Инвест", глава управляющей компании "Аэропорт". Бывший председатель совета директоров АО "Международный аэропорт "Внуково" (2005-2011), генеральный директор международного аэропорта Внуково (2002-2005), заместитель генерального директора аэропорта Внуково по инвестиционной политике (1997-2002).

Виталий Анатольевич Ванцев родился 10 ноября 1969 года в Хабаровске [31], [41], [40].

В 1990 году Ванцев окончил Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище. Из рядов вооруженных сил, где Ванцев после училища работал инженером-геодезистом, он уволился в 1993 году [31], [41], после чего поступил на курсы переподготовки гражданских специальностей [43]. По собственным словам, Ванцев после увольнения "трудился в небольших коммерческих структурах, потом был помощником депутата в Госдуме, помогал различным фирмам решать их нефтяные вопросы", что помогло попасть ему "в нефтяной бизнес" (фамилия депутата не сообщалась) [31].

В 1995 году Ванцев занял пост генерального директора компании "Валс" по переработке нефти на Московском и Рязанском НПЗ. Работая в этой должности, Ванцев занимался продажей топлива столичным аэропортам [31]. Однако по другим данным, уже с 1992 года Ванцев работал "на руководящих должностях в аэропорту Внуково" (подробности не сообщались) [41].

В 1997 году Ванцев окончил Академию экономики и международных экономических отношений [41], [40]. В том же году он стал заместителем генерального директора аэропорта Внуково по инвестиционной политике. "Мне задолжали во "Внуково". Я сюда пошел, думал, деньги возьму, а остался работать", - рассказывал он о своей дальнейшей карьере в интервью "Ведомостям". В том же интервью он рассказал и об истоках своего бизнеса: по его словам, "задолженность аэропорта за топливо была очень большой", и чтобы ее погасить, "Внуково"' стало распродавать виды бизнеса ("Мне и моим партнерам, с которыми я работал на Московском и Рязанском НПЗ, достался топливозаправочный комплекс) [31], [43]. После того, как компания "Валс" стала владельцем топливозаправочной инфраструктуры во "Внуково", она сменила название на "Авиационно-нефтяная компания" (АНК). С 1999 года компания начала заниматься инвестициями непосредственно в аэропортовый бизнес, создав компанию "Внуково-Инвест" [43]. В конце 90-х в СМИ начинает фигурировать и отец Виталия Ванцева, Анатолий Ванцев. Он упоминался как генеральный директор некоего ЗАО "Вегос Корпорэйшн", а также (в 1999 году) как генеральный директор АНК [48], [47]. "Я взял его на работу, когда тот ушел с преподавания из Военной академии им. М. В. Фрунзе", - рассказывал Ванцев-младший [31].

В 2002 году Виталий Ванцев стал генеральным директором международного аэропорта Внуково [43]. В год, когда он занял этот пост, мэр Москвы Юрий Лужков предложил в исполнение Москвой столичных функций передать ей акции аэропорта Внуково в счет погашения задолженности по субвенциям [46]. Через год договоренность была достигнута, и в ноябре 2003 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому находившиеся в собственности Минимущества РФ 60,88 процента и оцененные в 1,74 миллиарда рублей акций АО "Аэропорт Внуково", перешли в собственность Москвы. Однако на тот момент весь аэропорт Внуково и связанный с ним бизнес де-факто уже контролировался АНК, крупнейшими совладельцами которой СМИ называли отца и сына Ванцевых (по данным журнала "Власть", АНК к тому времени (2004 год) принадлежало ЗАО "Внуково-инвест" (собственник второго крупного пакета — 38,2 процента акций АО "Аэропорт Внуково"), 75 процентов АО "Международный аэропорт Внуково", 60 процентов ЗАО "Топливозаправочный комплекс", 59 процентов ЗАО "Топливозаправочная компания" и больше 50 процентов АО "ТЗК 'Прима-Фьюэл'") [44]. "Во "Внуково" мы все время ощущали поддержку московских властей", - отмечал в интервью "Ведомостям" в 2004 году, рассказывая историю передачи Москве активов аэропорта [43]. Тогда же, в ноябре 2003 года столичные функционеры, сохранив АО "Аэропорт "Внуково", зарегистрировали и новое юридическое лицо - АО "Международный аэропорт "Внуково" [45]. По данным на 2008 год, основными акционерами АО "Аэропорт "Внуково" - управляющей компании терминала внутренних линий - являлись правительство Москвы (60,87 процента обыкновенных акций) и подконтрольное Ванцеву "Внуково-Инвест" (36,5 процента). Акционерами же управляющей компании международного терминала - АО "Международный аэропорт "Внуково" - назывались правительство Москвы (25 процентов плюс 1 акция) и АНК (75 процентов минус 1 акция) [39].

В 2005 году Виталий Ванцев возглавил совет директоров АО "Международный аэропорт "Внуково" [31], [40], [27] (сохранял должность и по информации на октябрь 2008 года [26], [31], [27]). Писали о нем СМИ и как об акционере, владельце 26 процентов акций авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз" - базового авиаперевозчика "Внуково" [41], [31], [42]. Причиной продажи в 2007 году принадлежавшего ему пакета активов "Атлант-Союза" сам Ванцев называл отсутствие возможности "достаточно времени и сил развитию такой мощной авиакомпании". При этом он не исключил, что в будущем вернется и в этот бизнес, став владельцем пакета "какой-нибудь авиакомпании" [42].

С 2007 года Ванцев упоминался в СМИ также как совладелец аэропорта Внуково [26], [31], первый заместитель гендиректора ОАО "Аэропорт Внуково", председатель совета директоров ОАО "Внуково-Инвест" [41], а также как глава управляющей компании "Аэропорт", курирующей бизнес "Внуково" в регионах [40]. Его отец фигурировал в прессе как управляющий делами ОАО "Международный аэропорт Внуково" [31].

В начале сентября 2008 года Виталий Ванцев как совладелец "Внуково" и человек, близкий к столичному правительству [26], возглавил антикризисный штаб по ситуации вокруг авиаальянса AirUnion [31]. Кризис разразился после того, как задолженность по оплате топлива входящих в него авиакомпаний привела к массовым задержкам рейсов. Госкорпорация "Ростехнологии", которой указом президента, подписанным в мае того же года [38], передавались контрольные пакеты входящих в AirUnion авиакомпаний, гарантировать исполнение их обязательств отказалась [37]. В том же месяце состоялась встреча Путина с главой Минтранса Игорем Левитиным, по итогам которой было объявлено, что альянс AirUnion, по выражению "Российской газеты", "реанимируют, включив в него новых акционеров". По сути, речь шла о формировании нового национального авиаперевозчика, которое было поручено госкорпорации "Ростехнологии". При этом о владельцах значительных пакетов акций авиакомпаний, входящих AirUnion, братьях Борисе и Александре Абрамовичах в официальном пресс-релизе не упоминалось [34], [36]. В связи с этим события с AirUnion в прессе оценивались как передел собственности [33], [35] (при этом Ванцев версию о том, что государство использовало трудностями Абрамовичей, чтобы завладеть их активами, категорически отвергал [31]).

В октябре того же года было объявлено, что новый авиационный холдинг будет строиться на базе новой компании, регистрация которой была назначена на "ближайшее время" [29], [30], [25]. 50 процент плюс 1 акция новой структуры решено было передать "Ростехнологиям", а 50 процентов минус 1 акция - столичному правительству [24], чья авиакомпания "Атлант-Союз" еще в сентябре выразила готовность взять на себя долговые обязательства альянса AiRUnion перед кредиторами [32]. Тогда же, в октябре 2008 года, было обнародовано [29], [28] окончательное название компании - "Авиалинии России" [28], [23]. Собрание ее учредителей состоялось 21 октября 2008 года. Сообщалось, что в новое ОАО должны войти госпакеты авиакомпаний, передаваемые "Ростехнологиям", авиакомпания правительства Москвы "Атлант-Союз", а также бывшие компании альянса AiRUnion: "Красэйр", "Домодедовские авиалинии" и "Самара" [23]. На том же собрании Ванцев был выдвинут на пост гендиректора "Авиалиний России" [26], после чего он заявил о решении оставить оперативное руководство собственным бизнесом и в дальнейшем "сфокусироваться на развитии создаваемой государственной авиакомпании" [27].

В ноябре 2008 года было зарегистрировано юридическое лицо авиакомпании "Авиалинии России" - ОАО "Авиакомпания". "По техническим причинам" 99 процентов акций нового ОАО получил сам Ванцев, а еще 1 процент достался начальнику юридического отдела аэропорта Внуково Константину Мусатову. При этом сообщалось, что в дальнейшем все эти акции должны были быть выкуплены госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Москвы за "символическую" цену. Совет директоров ОАО "Авиакомпания" также возглавил Сергей Чемезов. В том же месяце состоялось первое заседание совета директоров "Авиалиний России". Ожидалось, что он и назначит Ванцева гендиректором авиакомпании. Однако, как сообщил "Коммерсант", Ванцев как глава ОАО "Авиакомпания" назначил себя гендиректором "Авиалиний России" сам, а совет лишь утвердил структуру будущей компании в виде трех дочерних региональных предприятия с условными названиями "Запад", "Центр" и "Восток" [22]. В то же месяце мэр Москвы объявил о том, что название нового национального авиаперевозчика "Авиалинии России" было рабочим и его изменили на "Росавиа". Он выразил уверенность в том, что "Росавиа" в ближайшем будущем станет конкурентом "Аэрофлота" [21].

В интервью "Ведомостям" в сентябре 2008 года Ванцев выражал желание стать не только гендиректором, но и акционером новой компании-перевозчика ("просто меня никто не звал"). Он подчеркнул, что сделает это "с удовольствием", после того как компания окрепнет и выйдет на фондовый рынок [31]. В августе 2009 года было объявлено о том, что правительство Москвы отложило процесс объединения "Атлант-союза" с авиаактивами "Ростехнологий". Ожидалось, что вновь вопрос о внесении компании в "Росавиа" вновь может быть поднят лишь после того как "финансовое положение "Атлант-союза" улучшится" [17]. Этого так и не произошло: в январе 2011 года "Атлант-союз", к тому времени переименованный в "Авиакомпанию Москва", прекратил полеты, а еще ранее, в сентябре 2010 года, "Росавиа" подал иск о собственном банкротстве [14], [12], [13].

По данным на 2008 год, Виталий Ванцев также являлся владельцем ОАО "Внуково-инвест" (80 процентов), ОАО "Аэропорт Внуково" (25 процентов), ЗАО "Внуково-карго", занимавшегося обеспечением грузовых перевозок (100 процентов), а также ОАО "Внуковский авиаремонтный завод №400" (68 процентов) и ОАО "Русджет" (бизнес-авиация, 70 процентов). По оценкам самого Ванцева, стоимость его доли в аэропорту Внуково составляла 1 миллиард долларов [41].

В декабре 2008 года Ванцев сообщил о приобретении им 39 процентов акций основанной братьями Абрамовичами компании SkyExpress (юридическое наименование - ЗАО "Небесный экспресс"), являвшейся первым lowcost-авиаперевозчиком в России. По словам самого Ванцева, в "Авиалинии России" SkyExpress не войдет (это подтвердили и представители департамента имущества правительства Москвы, заявившие, что приобретение пакета SkyExpress - это "личный проект Виталия Ванцева") [20]. В марте 2009 года "Ведомости" сообщили, что структурами, близкими к Ванцеву, приобретены 75 процентов акций SkyExpress. Издание высказало предположение, что доля была увеличена за счет пакета братьев Абрамовичей, которые "могли отдать акции за долги". "Могли продать пакеты и другие акционеры", - сообщала газета [19]. В том же месяце стало известно, что бизнесмен предложил правительству Москвы купить эти акции не более чем за 1 доллар. Столь небольшая плата, по данным "Ведомостей", объяснялась долгами SkyExpress (2,5 миллиарда рублей, почти 2 миллиарда из которых - долги авиакомпании поставщикам топлива в аэропорту Внуково) [18]. Эта сделка не состоялась. В июле 2010 года в прессе публиковались сообщения, что акционеры SkyExpress собирались продать компанию Олегу Дерипаске. Состав акционеров авиакомпании не раскрывался, но в 2011 году "Базовый элемент" Дерипаски уже назывался ее главным владельцем [15], [16], [9]. В октябре 2011 года авиакомпания была присоединена к другому активу "Базового элемента" - "Авиалиниям Кубани", а в конце того же месяца Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта SkyExpress [5], [6].

В 2011 году Ванцев покинул пост председателя совета директоров аэропорта Внуково, оставшись его рядовым членом [11], [3]. В том же году было объявлено, что мэрия Москвы продаст федеральному правительству свою долю во "Внуково", а в 2012 году начнется процесс объединения московских аэропортов Внуково и Шереметьево [7], [8]. О готовности принять участие в слиянии аэропортов заявили и частные инвесторы, в том числе Ванцев [10]. 22 декабря 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о передаче "Внуково" в федеральную собственность [4]. 23 января 2012 года Москва передала 74,7 процента акций аэропорта федеральным властям. Кроме того, 25-процентная доля "Внуково" осталась у компании ОАО "Внуково-Инвест" [2].

11 мая 2012 года стало известно, что "Внуково-Инвест" готово вложить свои средства в строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту "Домодедово", стоимость проекта оценивалась в 27 миллиардов рублей, реализовать его планировалась в рамках частно-государственного партнерства. По сведениям газеты "Коммерсантъ", компания "Внуково-Инвест" также была заинтересована в приобретении прилегающей к взлетно-посадочной полосе земли для того, чтобы построить новые терминалы и топливно-заправочный комплекс, таким образом фактически создав в Домодедово нового аэропортового оператора [1].

Ванцев - кандидат юридических наук (в 2001 году он защитил диссертацию на тему "Борьба с кредитными преступлениями (Криминологические и уголовно-правовые проблемы)" [49]) [41]

Ванцев женат, воспитывает четверых детей [41].

Использованные материалы


[1] Александр Панченко. Полосная операция. — Коммерсантъ, 11.05.2012. — № 83 (4868)

[2] Москва передала в федеральную собственность акции Внуково. — РИА Новости, 26.03.2012

[3] Акционеры "Аэропорта Внуково" переизбрали совет директоров компании. — РИА Новости, 20.02.2012

[4] Власти Москвы передали в федеральную собственность пакет акций аэропорта "Внуково". — Транспорт сегодня, 22.12.2011

[5] Аннулированы лицензии трех авиакомпаний, включая Sky Express. — РИА Новости, 01.11.2011

[6] Екатерина Соболь. Sky Express покидает рынок. — Коммерсантъ-Online, 19.10.2011

[7] За пакет "Внуково" столичное правительство Москвы получит 15 млрд руб. деньгами и 30 млрд руб. ценными бумагами. — ИА Финмаркет, 12.10.2011

[8] Ирина Парфентьева, Александр Панченко, Денис Скоробогатько. Правительство отдарится Москве за Внуково. — Коммерсантъ, 23.08.2011. — № 155 (4696)

[9] Екатерина Соболь. Sky Express теряет юридическое лицо. — Коммерсантъ, 06.06.2011. — № 100/П (4641)

[10] Александр Панченко. Совладельцы Внуково ищут место в Шереметьево. — Коммерсантъ, 06.04.2011. — № 59 (4600)

[11] Николай Лямов избран председателем совета директоров московского аэропорта Внуково. — ATO.ru, 08.03.2011

[12] Авиакомпания "Москва" с 17 января прекращает полеты. — РИА Новости, 14.01.2011

[13] "Атлант-Союз" переименован в "Авиакомпанию Москва". — Коммерсантъ-Online, 11.10.2010

[14] Петр Мироненко, Алексей Екимовский. "Росавиа" улетает в историю. — Коммерсантъ, 15.09.2010. — № 170 (4470)

[15] Сергей Колобков. Небесный экспресс Дерипаски. — РБК Daily, 27.07.2010

[16] Иван Гидаспов, Михаил Смилян. Дерипаска научит Sky Express точности. — GZT.Ru, 27.07.2010

[17] Анастасия Дагаева. Москва сдала билеты. — Ведомости, 11.08.2009. — №148 (2418)

[18] Анастасия Дагаева. Ванцев отдает Sky Express. — Ведомости, 16.03.2009. — №45 (2315)

[19] Анастасия Дагаева. Sky Express достался Ванцеву. — Ведомости, 02.03.2009

[20] Алексей Екимовский. Глава "Авиалиний России" вскочил в SkyExpress. — Коммерсантъ, 03.12.2008. — № 220(4037)

[21] Екатерина Сороковая. "Авиалинии России" превратились в "Росавиа". — Газета (GZT.Ru), 17.11.2008. — №218

[22] Петр Мироненко. "Авиалинии России" отправились в полет. — Коммерсантъ, 12.11.2008. — №205 (4022)

[23] Авиаперевозчики померяются крыльями. — Коммерсантъ Деньги, 27.10.2008. — №42 (697)

[24] Суперперевозчик расправляет крылья. — Финмаркет, 22.10.2008

[25] Андрей Михайлов. Государственные виражи. — ИА Росбалт, 22.10.2008

[26] Михаил Кукушкин. Еще один национальный перевозчик. — Время новостей, 22.10.2008. — №196

[27] Ванцев ушел из Внуково. — РБК daily, 22.10.2008

[28] Маринв Петракова. День рождения "Авиалиний России" намечен на сегодня. — Газета (GZT.Ru), 20.10.2008

[29] Авиалинии набирают высоту. Пресс-релиз. — ГК Ростехнологии, 13.10.2008

[30] Анастасия Дагаева, Юлия Федоринова. Именем России. — Ведомости, 03.10.2008. — №187 (2209)

[31] Анастасия Дагаева. "Нужно заканчивать этот бардак", — Виталий Ванцев, руководитель антикризисного штаба по ситуации с "Эйрюнион", совладелец аэропорта "Внуково". — Ведомости, 17.09.2008. — №175 (2197)

[32] "Атлант-Союз" готов взять на себя долг AiRUnion. — Коммерсантъ, 11.09.2008

[33] Небольшой Эффективный Передел. — ИА Росбалт, 08.09.2008

[34] Елена Кукол, Татьяна Шадрина. Атлант выдержит двоих. — Российская газета, 05.09.2008. — №4745

[35] Павел Арабов. Пассажиров завалят скидками. — Известия, 05.09.2008

[36] Владимир Моторин. Для AirUnion нашли спасителей. — RB.ru, 04.09.2008

[37] Николай Огай. "Ростехнологии" отказались спасать AiRUnion. — RB.ru, 25.08.2008

[38] Указ президента РФ. Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "ростехнологии" и об открытом акционерном общесте "ЭйрЮнион". — Пресс-служба президента РФ, 26.05.2008. — №853

[39] Максим Фетисов. "Внуково-Инвест" приобрело акции аэропорта "Внуково" на 3,9 млрд руб. — АвиаПорт.Ru, 17.03.2008

[40] Сергей Стариков. "Бороться можно за любого авиаперевозчика". — РБК daily, 30.01.2008

[41] Личное дело. — Коммерсантъ, 26.11.2007. — № 217/П(3793)

[42] Алексей Екимовский. "Государство и аэропорт я бы держал подальше друг от друга". — Коммерсантъ, 26.11.2007. — № 217/П (3793)

[43] Илья Хренников. Интервью: Виталий Ванцев, гендиректор Международного аэропорта "Внуково". — Ведомости, 08.12.2004. — № 226 (1266)

[44] Транспорт. — Коммерсантъ-Власть, 26.07.2004. — № 29 (582)

[45] Анжела Сикамова. "Внуково" клонировали. — Независимая газета, 19.11.2003

[46] Указ президента РФ. О передаче в собсвенность г. Москвы находящися в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Аэропорт Внуково". — Пресс-служба президента РФ, 14.11.2003. — №1355

[47] Терминал "Внуково" построит нефтетрейдер. — Ведомости, 14.09.2001

[48] Авиационно-Нефтяная Компания (АНК), ОАО. Квартальный отчет эмитента 1999 год, 2 квартал - приложение 1. — Законодательство и инвестиции, 29.06.1999

[49] Ванцев Виталий Анатольевич. Борьба с кредитными преступлениями (Криминологические и уголовно-правовые проблемы). — Электронный каталог российских диссертаций

uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
2944783 26.09.2016 Игроки ПФК ЦСКА Сергей Игнашевич и Роман Ерёменко (слева направо) во время открытой тренировки в преддверии матча группового этапа Лиги чемпионов против ФК "Тоттенхэм" на стадионе "Арена ЦСКА" в Москве. Владимир Песня/РИА НовостиСтрашный Сон Акинфеева
Гол корейского форварда «Тоттенхэма» принес англичанам победу над ЦСКА
Финал Кубка мира. Канада — Европа. Видеотрансляция «Ленты.ру»
Первый матч в серии до двух побед
«Овечкин — одинокий волк сборной России»
Олимпийский чемпион подвел итог выступления национальной команды на Кубке мира
Александр ШпрыгинИндейская резервация
За что глава ВОБ Александр Шпрыгин лишился членства в РФС и машины
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США