Общество Синих Ведерок

Движение автомобилистов против "мигалок" на дорогах

Стихийно сформировавшееся движение, участники которого в апреле 2010 года объединились для борьбы с "мигалками", произволом чиновников и хамством на дорогах.

Протестная идея, которая привела впоследствии к созданию "Общества Синих Ведерок" (ОСВ), впервые была озвучена в 2006 году. Тогда правозащитник и активный борец за права автомобилистов [25] (позже его называли "отцом-основателем" ОСВ) Алексей Дозоров установил на крыше своей машины детское синее ведерко, похожее на проблесковый маячок правительственного автомобиля. Он сделал это в знак протеста против процесса над Олегом Щербинским, водителем, чья машина столкнулась с машиной губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова (губернатор погиб, Щербинского же обвинили в том, что он не пропустил машину со спецсигналом). Дозоров прокатился со своим ведерком вокруг Кремля. Его акция, как и другие протестные действия российских автомобилистов и выступления общественности возымели успех: дело Щербинского было закрыто за отсутствием состава преступления, а вынесенный ему ранее приговор отменен. В том же году власти страны начали кампанию против дорожных привилегий: президент Владимир Путин сократил число официально выданных "мигалок" с 7 тысяч до тысячи. Однако тогда, по словам активистов движения, идея "Синих Ведерок" в народ "не пошла" [60], [17], [26], [57], [56], [57], [59], [58].

Реакцией блогосферы на ряд инцидентов с участием автомашин с "мигалками" в начале 2010 года стало создание "Общества Синих Ведерок". В частности, широкий общественный резонанс и бурю недовольства вызвало дело о столкновении "Мерседеса" вице-президента компании "Лукойл" Анатолия Баркова и машины "Ситроен", в которой ехали два врача - Вера Сидельникова и Ольга Александрина. Женщины погибли, Александрину, которая и была за рулем, следствие сочло виновницей ДТП [17], [55], [38]. Активно пользователями интернета обсуждался и видеоролик, в котором бизнесмен Андрей Хартли на своем автомобиле не только отказался пропускать спецмашину советника президента Дмитрия Медведева Владимира Шевченко, но и еще "заснял этот процесс на видео, которое потом выложил в YouTube". Многие автомобилисты поддержали поступок бизнесмена, и видеоролик "стал хитом" [26], [17], [54].

13 апреля 2010 года журналист Сергей Пархоменко в своем блоге предложил сагитировать как можно большее число водителей прицепить на крыши их машин синие ведерки, похожие на проблесковые маячки правительственных автомобилей. По его задумке, это должно было способствовать тому, чтобы "идиотизм мигалконосительства как явления" стал "всем еще более очевиден" [60], [53], [17]. 14 апреля блогер Дмитрий Андрианов (zingelll) создал в "Живом Журнале" сообщество "ru_vederko" (ru_vederko.livejournal.com) - эта дата и стала считаться датой появления движения "Общество Синих Ведерок" (ОСВ) [60], [52], [17].

В том же месяце участники ОСВ начали организовывать протестные автопробеги. 18 апреля в Москве состоялся первый автопробег - "'автопрогулка' машин с ведерками" - от Триумфальной площади до Воробьевых гор, в котором участвовали "несколько десятков автомобилей" [60], [50], [49]. В том же месяце состоялся первый автопробег ОСВ за пределами Москвы, в Санкт-Петербурге - в нем приняли участие около двадцати машин [60], [48], [47]. В августе того же года участники ОСВ устроили автопробег под названием "Кефирные поминки" - против поправок в административный кодекс, отменивших минимально допустимый уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе и крови водителя [40], [39], [41].

С момента создания ОСВ поддерживало тесные взаимоотношения с Федерацией автовладельцев России [60], [49]. Неоднократно сообщалось о совместном участии ОСВ и ФАР в разного рода акциях (некоторые СМИ называли их флешмобами [21], [8]) и автопробегах [60], [44]. Вместе с тем, комментируя выступления активистов, в дальнейшем СМИ отмечали, что деятельность ФАР была связана со всеми актуальными для автомобилистов проблемами (в частности, она организовывала акции против повышения цен на бензин, против транспортного налога, тонировки на автомобилях госслужащих и др.), тогда как борьба "Синих Ведерок" сконцентрировалась исключительно "вокруг неравенства на дорогах" [24].

Уже в конце апреля 2010 года в Госдуму был внесен законопроект, приравнивавший автопробеги к митингам [60], [46], [45]. Появление законопроекта активисты ФАР объясняли тем, что их протестные действия автомобилистов были замечены властями. Активисты ОСВ попытались не допустить принятия закона, устраивая пешеходные флешмобы и другие акции протеста [60], [46], [45]. Законопроект был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации в октябре 2010 года, однако президент Медведев наложил на него вето, потребовав доработать [37], [36]. После утверждения Федеральным собранием обновленного текста в декабре 2010 года закон "О внесении изменений в Федеральный закон 'О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях'" был подписан президентом [35], [34], и в дальнейшем автопробеги, в том числе организованные ОСВ и ФАР, необходимо было согласовывать с властями [34].

Параллельно с проведением акций участники ОСВ начали фиксировать многочисленные нарушения со стороны водителей машин со спецсигналами и выкладывать фотографии и видеоролики на страницу сообщества в "Живом Журнале" [14]. Активисты "Общества Синих Ведерок" агитировали автомобилистов, чтобы те шире использовали фотоаппаратуру, камеры в мобильных телефонах, ставили в своих машинах видеорегистраторы, поскольку это в сочетании "с интернетом и с социальными сетями потихонечку начинает менять наш мир" [18]. В 2011 году отмечалось, что активисты ОСВ "забрасывая интернет-приемную дорожной полиции сообщениями о зафиксированных ими нарушениях машин с 'мигалками'", а потом буквально ежедневно выезжают в подразделения ГИБДД, куда их вызывают инспекторы для дачи показаний [24].

В феврале 2011 года ОСВ удалось добыть поименный список владельцев "мигалок" с указанием номеров их служебных автомобилей, что дало возможность активистам "Ведерок" устанавливать, чьи именно нарушения были зафиксированы. Сообщалось, что этот список "утек из чиновничьих кабинетов" [33], [26]. В дальнейшем активисты движения неоднократно привлекали внимание общественности к нарушениям ПДД VIP-автомобилями со спецсигналами. Так, в апреле 2011 года координатор ОСВ Петр Шкуматов направил обращение в ГИБДД и администрацию президента Медведева в связи с грубым нарушением правил дорожного движения принадлежащим режиссеру Никите Михалкову автомобилем с номером А375МР97ю [31]. Тогда же в блогосфере стал активно обсуждаться вопрос о законности установки на машине Михалкова "мигалки". В мае того же года режиссер завил о намерении отказаться от поста председателя Общественного совета при Министерстве обороны РФ и сдать автомобильный спецсигнал, полагавшийся ему по должности [27], [28]. В мае 2011 года в интернете было выложено видео, в котором шофер министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу угрожал "выстрелить в голову" водителю машины, отказавшемуся уступить дорогу ведомственному автомобилю. Руководство МЧС признало, что машина с "мигалкой" принадлежит главе ведомства, и ее водитель был уволен [10], [29]. В январе 2012 года в сообществе "Ведерок" в "Живом журнале" был опубликован видеоролик, в котором машина помощника президента Аркадия Дворковича ехала по Садовому кольцу в Москве со скоростью около 180 километров в час, при этом ее спецсигналы включены не были. Вскоре Дворкович в своем микроблоге в Twitter признал нарушение, извинившись за него [10], [11].

Достаточно скоро члены сообщества стали позиционировать себя не только как выступающие "против вездесущих 'мигалок' и произвола чиновников": "Синие Ведерки" выступили также "против хамства на дорогах" [61]. В сентябре 2011 года они запустили сайт, с которого водители могли отправлять в ГИБДД видеоролики о хамском поведении автомобилистов: как отмечали адвокаты, представители инспекции обязаны были "рассмотреть заявление и запись, которая фиксирует нарушение" [23].

Осенью 2011 года, когда участники ОСВ активно выступили против новой инициативы московских властей – появления на дорогах специальных полос для общественного транспорта. Координатор ОСВ Шкуматов проводил собственное исследование на эту тему и его результаты опубликовал в блоге движения. Наблюдения активиста "Синих Ведерок" за выделенной полосой в центре Москвы показали, что она использовалась преимущественно как "полоса для депутатов и министров", машин которых "там ездит в разы больше, чем самого общественного транспорта" [19], [20]. В конце декабря того же года СМИ сообщили, что в программу внедрения выделенных полос, изначально предусматривавшую их работу в постоянном режиме, были внесены изменения, что стало результатом "большого общественного возмущения" по поводу предлагаемого властями режима движения по "выделенке" [12].

Неоднократно в материалах СМИ затрагивалась тема взаимоотношений участников ОСВ с представителями ГИБДД. Акции "Синих Ведерок" часто встречали противодействие со стороны сотрудников Госавтоинспекции, которые задерживали активистов протестного движения под различными предлогами [30], [21]. Водителей машин с ведерком на крыше инспекторы "пытались ...оштрафовать за неправильное крепление груза, а некоторых так и вовсе обвиняли в неподчинении представителям власти". Но летом 2010 года начальник ГИБДД Виктор Кирьянов подтвердил, что "инспекторы не имеют никаких особенных прав для задержания машин с укрепленными сверху синими ведрами", и к концу 2011 года придирок к участникам ОСВ уже практически не было [17], [43].

Летом 2011 года сообщалось, что в ОСВ восемь координаторов [26]. В ноябре того же года один из них, Петр Шкуматов, характеризовал движение как "неформальное сообщество блогеров", отмечая, что "очень часто формальный статус все портит" [17], [26]. Он подчеркивал, что ОСВ не является политической организацией, потому что люди ездят на дорогах с "мигалками" "вне зависимости от политического режима" [17]. Однако под влиянием оживления политической жизни страны в конце 2011 - начале 2012 годов, нашедшем отражение, в частности, в масштабных московских митингах "За честные выборы" [16] и образовании "Лиги избирателей" [60], [9], [2], члены сообщества "Ведерок" в "Живом Журнале" начали активно обсуждать необходимость реформирования ОСВ и определения позиции по отношению к протестной политической деятельности [13], [6], [14], [15].

В начале 2012 года самые активные члены ОСВ, в том числе и Шкуматов, решили официально зарегистрировать движение в форме межрегиональной общественной организации. В качестве плюсов нового статуса этот координатор движения указывал возможность вести диалог с властью, а также осуществлять сбор средств на юридическую помощь автомобилистам. Часть членов ОСВ выступила против регистрации, и им было предложено составить "протестное" крыло, которое бы продолжало действовать в прежнем формате [6], [7], [5]. Участники ОСВ сообщали о намерении зарегистрировать два региональных отделения движения в Москве и Московской области [5], и приглашали активистов из других областей страны создавать отделения движения [6]. 11 июля 2012 года Минюст отказал ОСВ в регистрации из-за претензий к уставу общественной организации [1].

Первой акцией Лиги стал состоявшийся 29 января 2012 года автопробег по Садовому кольцу с требованиями честных выборов. Аналогичные акции в тот же день прошли в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. По словам координатора ОСВ Шкуматова, вошедшего в число учредителей "Лиги избирателей" [2] прошедший автопробег стал самым массовым "в истории России" [8], [4], [3].

"Ведерки" подвергались критике со стороны властей, а также представителей других движений автомобилистов. Так, лидер организации автомобилистов "Свобода выбора", депутат Госдумы РФ шестого созыва Вячеслав Лысаков критиковал ОСВ за то, что они избирательно фиксирую нарушения автомобилей со спецсигналами, "закрывая глаза на аналогичные действия других", и таким образом вызывают "классовую ненависть". Глава ГИБДД Московской области Сергей Сергеев заявлял, что "мигалки" - "проблема Москвы и проблема Кутузовского проспекта, но не более того" [51]. Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский также подчеркивал, что деятельность ОСВ актуальна лишь для столицы и заявлял, что организация занимается "незаконной слежкой и вмешательством в личную жизнь" чиновников [5]. [5], [23].

Однако, по сведениям СМИ, движение ОСВ с момента возникновения пользовалось поддержкой населения - и не только автомобилистов [42], [24]. К началу 2012 года оно действительно не получило широкого распространения в регионах, [32], [22]. Тем не менее, в прессе отмечалось, что деятельность "Синих Ведерок", съемка нарушений, допущенных автомобилями с 'мигалками' и размещение видео в сети "начали менять ментальность российских водителей даже вдалеке от Москвы – там, где 'мигалки' большая редкость" [24].

Журнал "Русский репортер" осенью 2011 года оценивал количество участников движения более чем в 10 тысяч и отмечал, что общее "число сочувствующих превысило 300 тысяч" [21]. Сообщество "ru_vederko", по состоянию на январь 2012 года, постоянно читало более 7 тысяч пользователей "Живого Журнала" [61].

Использованные материалы


[1] Оксана Ольшевская. "Синие ведерки" не пускают на дороги. — Коммерсантъ-Online, 11.07.2012

[2] Декларация о создании Лиги избирателей. — Лига избирателей (ligaizbirateley.ru), 18.02.2012

[3] "Лига избирателей" собирается организовать автопробег по всей России. — Труд, 31.01.2012

[4] Иван Буранов. Выборы в Госдуму дали пробеги. — Коммерсантъ, 30.01.2012. — № 15/П (4800)

[5] Максим Гликин, Наталья Костенко. Лицо "Синих ведерок". — Ведомости, 25.01.2012. — № 12 (3026)

[6] Петр Шкуматов. Пришло время написать этот пост. — Общество синих ведерок (ru-vederko.livejournal.com), 24.01.2012

[7] "Синие ведерки" решили зарегистрироваться как общественная организация. — Интерфакс, 24.01.2012

[8] Александр Черных. Оппозиционеры ответят столичным властям автопробегом. — Коммерсантъ-Online, 23.01.2012

[9] В России создана "Лига избирателей". — Интерфакс, 18.01.2012

[10] Помощник президента извинился за быструю езду по ночной Москве. — РБК, 16.01.2012

[11] Дворкович сделал выводы после упреков в превышении скорости в Москве. — РИА Новости, 16.01.2012

[12] Выделенные полосы "заморозили" из-за недовольства водителей. — NEWSmsk.com, 30.12.2011

[13] Петр Шкуматов. Реформа нашего сообщества назрела, комрады. — Общество синих ведерок (ru-vederko.livejournal.com), 30.12.2011

[14] Данила Линдэле. Подведем итоги. — Общество синих ведерок (ru-vederko.livejournal.com), 28.12.2011

[15] Дмитрий Зворыкин (migdal_or). Политика. — Общество синих ведерок (ru-vederko.livejournal.com), 22.12.2011

[16] Алексей Ширинкин. Митинг на Болотной. — Metro Москва, 11.12.2011

[17] Иван Петров. Петр Шкуматов: В нашем обществе должен быть хоть кто-то, кто будет действительно настоящим. — ГАИ-FM, 16.11.2011

[18] Александр Плющев, Саша Белановский. Гражданин Интернет: как общественные онлайн-проекты меняют нашу жизнь. — Эхо Москвы, 06.11.2011

[19] Петр Шкуматов. Полоса для депутатов и министров на Маросейке - отчет. — Общество Синих Ведерок (ru-vederko.livejournal.com), 29.10.2011

[20] Мигалки на выделенной полосе. — Интерфакс, 26.10.2011

[21] Марина Ахмедова. "Пробить эту стену может только ненависть". — Русский репортер, 27.09.2011. — №38 (216)

[22] Александр Сайгин. Мы ищем таланты. Троллинг не предлагать. — Волгоградская правда (Волгоград), 20.09.2011. — 176

[23] "Синие ведерки" запускают сайт для отправки видео о хамстве на дорогах. — РИА Новости, 16.09.2011

[24] Евгений Шипилов. Жизнь на встречной. — Газета.Ru, 31.08.2011

[25] Алексей Дозоров, председатель общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов". — Коммерсантъ - Online-интервью, 22.08.2011

[26] Истина — в ведре! — Московский Комсомолец, 23.06.2011. — №25674

[27] Никита Михалков сдал мигалку. — Интерфакс, 23.05.2011

[28] Анна Голубева. Никита Михалков отказался от мигалки. — Комсомольская правда, 23.05.2011

[29] Водитель Шойгу уволен. — Интерфакс, 16.05.2011

[30] Юрий Мацарский. ГИБДД дала зеленый свет "Синим ведеркам". — Коммерсантъ FM, 18.04.2011

[31] "Синие ведерки" обратились к Медведеву с компроматом на Михалкова. — Авто.Ru, 15.04.2011

[32] Гагарина приветствовали "умным" флешмобом. — Вечерняя Казань, 12.04.2011

[33] Петр Шкуматов (petunder27). Таблица соответствия АМР97 и чиновников. — Общество синих ведерок (ru-vederko.livejournal.com), 27.02.2011

[34] Александр Литой. В пятницу Дмитрий Медведев подписал поправки к закону "О митингах". — Новая газета, 11.12.2010

[35] Внесены изменения в закон о собраниях, митингах и шествиях. — Официальный сайт Администрации президента РФ (kremlin.ru), 10.12.2010

[36] Оппозиционеры удивлены президентским вето на поправки к закону "О митингах". — Каспаров.Ru, 08.11.2010

[37] Президент отклонил Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон 'О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях'". — Официальный сайт Администрации президента РФ (kremlin.ru), 06.11.2010

[38] Дело о ДТП на Ленинском прекращено. — Вести.Ru, 07.09.2010

[39] Иван Буранов. Автолюбители заправились кефиром. — Коммерсантъ, 23.08.2010. — №153/П (4453)

[40] Несколько участников очередной акции "синих ведерок" задержаны автоинспекторами. — NEWSru.com, 21.08.2010

[41] Сара Гольдшмидт. Кефирные поминки. — Каспаров.Ru, 21.08.2010

[42] Иван Петров, Татьяна Кособокова. Ведерная демократия. — РБК Daily, 15.06.2010

[43] ГИБДД – "синие ведерки" признали законными. — Auto.mail.ru, 10.06.2010

[44] "Неправильные" синие ведерки бегают по крышам авто. — Новые Известия, 24.05.2010

[45] Как мы напугали Госдуму. — Сноб, 30.04.2010

[46] Ольга Болотова. Автопробеги завернут в правовое поле. — Газета.Ru, 29.04.2010

[47] Парад "Синих ведерок" в Петербурге больше напоминал шпионский боевик. — Комсомольская правда, 23.04.2010

[48] Анастасия Гавриэлова. "Синие ведерки" с шумом проехали по Невскому проспекту. — MR7, 22.04.2010

[49] Иван Тяжлов. Автолюбители накрылись ведрами. — Коммерсантъ, 19.04.2010. — №68/П (4368)

[50] "Синее ведерко" — акция против мигалок. — Сноб, 18.04.2010

[51] Глава ГИБДД Подмосковья: установка синих ведер на машинах - необдуманная идея. — Вести.Ru, 15.04.2010

[52] День синего ведерка. — Общество синих ведерок (ru-vederko.livejournal.com), 14.04.2010

[53] Общество синих ведерок. — Блог Сергея Пархоменко на сайте проекта "Сноб", 13.04.2010

[54] Андрей Лошак. Хартли против колец в носу. — OpenSpace.ru, 08.04.2010

[55] Александра Самарина. Следствие приравняли к гостайне. — Независимая газета, 19.03.2010

[56] Сергей Миненко. Щербинский в политику не хочет. — Независимая газета, 28.03.2006

[57] Алексей Чеботарев; Сергей Варшавчик; Сергей Мигалин; Святослав Тимченко. Классовая борьба покатилась на колесах. — Независимая газета, 13.02.2006

[58] Оксана Еремеева. Дело Евдокимова в закрытом режиме. — Российская газета, 23.11.2005

[59] Константин Воронов. Свидетели гибели Михаила Евдокимова не слышали сирены. — Коммерсантъ, 23.11.2005

[60] История Общества Синих Ведерок (ОСВ). — Общество Синих Ведерок (wiki.ru-vederko.ru). — Версия от 23.01.2012

[61] Профиль сообщества. — Профиль сообщества "Ru_vederko" в "Живом Журнале". — Версия от 30.01.2012