В стерильных лабораториях NASA найдены неизвестные бактерии

Ученые обнаружили, что некоторые бактерии выживают даже в сверхстерильных лабораториях, где NASA создает космические аппараты, в том числе предназначающиеся для поиска жизни за пределами Земли, сообщает журнал FEMS Microbiology Ecology.

Хорошо известно о существовании так называемых экстремофильных микроорганизмов, выживающих в самых неподходящих для жизни условиях: в горячих источниках, в многолетнем льду, на больших глубинах. Поэтому в лабораториях NASA, где собирают космические аппараты, предназначенные, в частности, для отправки на Марс, тщательно стерилизуют все поверхности и фильтруют воздух.

Помещения постоянно проверяются на наличие уцелевших микробов, если такие обнаруживаются, они заносятся в специальный список, а методы очистки совершенствуются. С другой стороны, на эти методы накладывается существенное ограничение: они должны быть достаточно мягкими, что не повредить чувствительное оборудование.

Недавнее исследование, проведенное под руководством доктора Каcтури Венкатесуарана (Kasthuri Venkateswaran) в лаборатории реактивного движения в Пасадене (Калифорния), показало, что общее количество выживающих бактерий и разнообразие видов, остающихся в помещениях после очистки, гораздо выше, чем считалось раньше. Группа Венкатесуарана использовала для поиска метод анализа рибосомной ДНК.

Если неучтенные микроорганизмы попадут в корабль, они могут исказить показания чувствительных приборов. Кроме того, есть риск, что их обнаружат в качестве "марсианской" жизни. Вероятность этого тем более высока, что некоторые из найденных Венкатесуараном бактерий ранее нигде не встречались. Чтобы избежать такой ошибки, необходимо иметь полный список бактерий, теоретически способных попасть в корабль еще на Земле.

Несмотря на отсутствие воды и питательных веществ, бактерии-экстремофилы выживают во враждебных им помещениях. Воду они умудряются извлекать из очень сухого воздуха, а питаются, используя вещества, попадающих в лабораторию в ничтожных количествах с краской, чистящими средствами и собственно материалами для космических аппаратов.

«Домохозяек обычно заражает муж»