Астрономы увидели на Юпитере необычные полярные сияния

Полярное сияние на Юпитере. Снимок сделан телескопом "Хаббл" в ультрафиолетовом диапазоне. Фото: Джон Кларк, ESA, NASA.

Бельгийские ученые обнаружили необычные свойства ярких авроральных пятен, вызываемых взаимодействием магнитосферы Юпитера с его спутником Ио, сообщает университет Льежа со ссылкой на статью в журнале Geophysical Research Letters.

Ио – самый вулканически активный объект в Солнечной системе. Выбрасываемые вулканами заряженные частицы улавливаются сильным магнитным полем Юпитера и образуют вокруг него вращающийся плазменный тор (бублик). Ио оказывается препятствием на пути потока плазмы. В результате столкновения заряженные частицы попадают в атмосферу Юпитера, за счет чего в полярных сияниях возникают яркие пятна - "следы Ио".

Следы Ио отчетливо видны в ультрафиолетовом диапазоне (на иллюстрации – яркое пятно с хвостом на левом краю). Главный след часто сопровождается более тусклыми спутниками, находящимися "ниже по течению" (течением считается направление движения плазменного потока). Бельгийская группа, впервые исследовав все возможные положения Ио в магнитном поле (до сих пор была изучена только половина), обнаружила, что спутники могут находиться и выше по течению, чем главный след.

Ранее такие спутники никогда не наблюдались. Их существование ставит под сомнение предыдущие описания следов Ио, так как они не предполагают такой возможности. Бельгийские исследователи предлагают собственную модель.

Взаимодействие Ио и Юпитера – чрезвычайно интересный объект для исследования: вращение небесного тела, являющегося проводником электричества, вокруг большего небесного тела с сильным магнитным полем – предположительно распространенное явление во Вселенной. Возможно, некоторые недавно открытые экзопланеты образуют подобные системы со своими звездами.

00:01 27 марта 2017
Замороженная стволовая клетка человека

Внутренние бомбы

Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Все машины Кена Блока
«Субару», «Фиесты» и гоночный пикап: все на чем ездил гонщик
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги