Астрономы увеличили яркость Вселенной в два раза

Эффект блокирования света пылью особенно отчетливо виден при взгляде на галактику NGC 891 (вид с ребра). Изображение C. Howk (JHU), B. Savage (U. Wisconsin), N. A. Sharp (NOAO)

Вселенная примерно в два раза ярче, чем считалось до сих пор. Половина излучаемого звездами света поглощается пылью, сообщает коллектив астрономов под руководством Саймона Драйвера (Simon Driver) в статье, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal.

Было известно, что межзвездная пыль – углеродные и силикатные частицы размером около нескольких микрометров – поглощает некоторую часть электромагнитного излучения, однако до сих пор астрономы не знали, какую именно. Для многих источников доля поглощения света пылью оценивалась примерно в десять процентов.

"Меня потряс масштаб этого явления, – сообщил Драйвер порталу Space.com. – Большинство <ученых> всегда говорило: «Да пыль, наверное, незначительная проблема»". Сам Драйвер значительную часть своей профессиональной жизни провел, работая со снимками телескопа "Хаббл", и практически полностью игнорировал пыль.

Для уточнения роли пыли астрономы проанализировали данные о 10 тысячах галактик. Галактики могут быть расположены по отношению к Земле по-разному: ребром, "анфас" (плоскость диска полностью видна), под углом. Если предположить, что пыль поглощает несущественную долю света, то каждое возможное положение должно было бы быть представлены равным количеством галактик. Это, однако, не так: галактик, повернутых к Земле ребром, на 70 процентов меньше, чем галактик "анфас".

Для того чтобы объяснить такую неравномерность, астрономы создали новую модель распределения пыли в галактиках. По их мнению, наибольшее количество пыли сосредоточено в дисках спиральных галактик, а не в плотных центральных выпуклостях. Соответственно, при взгляде с ребра пыль затмевает галактику значительно сильнее. Расчеты показали, что в целом пыль поглощает около 50 процентов видимого света, испускаемого звездами в галактиках.

Этот результат удалось подтвердить измерениями инфракрасного излучения пыли. Энергия поглощенного света не исчезает, она нагревает частицы пыли, и они начинают излучать в другой части электромагнитного спектра – инфракрасной. До сих пор многие наблюдения показывали, что такого инфракрасного излучения больше, чем предсказывает теория. У группы Драйвера все сошлось идеально: все инфракрасное излучение объясняется поглощенным видимым светом.

Осторожно, зашквар
Фильм «Крым», певица Бузова и активный Панин: WTF?!
Парю где хочу