Астрономы нашли часть скрытой массы Вселенной

Орбитальный рентгеновский телескоп XMM-Newton позволил найти часть скрытой массы Вселенной, сообщает группа немецких и голландских астрономов в статье, опубликованной в майском номере журнала Astronomy and Astrophysics.

Норберт Вернер и его коллеги смогли обнаружить в волокне, соединяющем скопления галактик "Абель 222" и "Абель 223", очень разреженный горячий (от ста тысяч до десяти миллионов кельвинов) газ. Около десяти лет назад была выдвинута теория, что часть недостающей массы Вселенной приходится именно на такой межгалактический газ с низкой плотностью.

Как известно, обычная (состоящая из атомов, барионная) материя составляет лишь около 5 процентов (по последним данным – 4,6) от массы Вселенной. 23 процента приходится на темную материю, 72 – на энергию. Но и барионная материя "найдена" не вся: звезды, галактики и обнаруженный на данный момент межгалактический газ составляют лишь около половины от этих пяти процентов.

Материя во Вселенной образует паутиноподобную структуру: скопления галактик – плотные узлы этой паутины. Десять лет назад астрономы предположили, что значительная часть недостающей барионной материи – очень разреженный газ – может находиться в волокнах (filaments) этой паутины. Из-за низкой плотности обнаружить этот газ очень трудно – до сих пор это никому не удавалось.

Для проверки этой гипотезы группа Вернера исследовала волокно между скоплениями "Абель 222" и "Абель 223", чрезвычайно удачно расположенное по отношению к Земле: практически вдоль линии видимости. Высокая чувствительность XMM-Newton позволила обнаружить в волокне предсказанный газ. Эти результаты показывают, что по крайней мере часть недостающей материи, возможно, стоит искать именно в межгалактических волокнах.