"Хаббл" нашел половину скрытой материи

Анализ спектра излучения далеких квазаров позволяет найти скрытую материю: она поглощает излучение на определенных частотах. Изображение: NASA, ESA, А. Фейльд (STScI)

Удалось найти почти половину скрытой барионной материи, образующей межгалактическую паутину, сообщают Чарльз Дэнфорт (Charles Danforth) и Майкл Шалл (Michael Shull) в статье в журнале The Astrophysical Journal.

Астрономы анализировали спектр излучения 28 далеких квазаров (ярких ядер галактик) с помощью орбитальных телескопов "Хаббл" и FUSE (ныне выведенного из эксплуатации). Поглощенная часть спектра позволяет установить, как выглядит межгалактическая среда, через которую прошел анализируемый свет. Метод похож на попытку исследовать туман, светя сквозь него фонариком.

Анализ подтвердил, что вещество во Вселенной, не входящее непосредственно в состав галактик, образует огромную паутиноподобную структуру. Дэнфорт и Шалл исследовали 650 волокон этой паутины. В 83 волокнах был найден сильно ионизованный кислород (лишенный пяти электронов). По современным представлениям, наличие такого кислорода (а также некоторых других найденных элементов) указывает на наличие большого количества раскаленного ионизованного водорода. Обнаружить этот водород напрямую сложно: для оптического диапазона его температура слишком высока, а для рентгеновского – слишком низка.

По мнению Дэнфорта и Шалла, около 20 процентов барионной материи может скрываться в пустотах между волокнами в форме тусклых карликовых галактик или протогалактик.

Подчеркнем, что речь идет не о темной, а об обычной (состоящей из барионов: протонов, нейтронов и других субатомных частиц) материи. Она составляет лишь около пяти процентов (23 процента приходится на темную материю, 72 – на темную энергию) от массы Вселенной, но и эти пять процентов "найдены" не целиком: звезды, галактики и обнаруженный на данный момент межгалактический газ составляют лишь около половины от них. Оставшаяся доля называется скрытой барионной материей. Часть скрытой материи и нашли Дэнфорт и Шалл.

Астрономы планируют провести более масштабное исследование (около 100 квазаров, около 10 тысяч водородных волокон), когда на "Хаббле" будет установлен спектрограф COS (Cosmis Origins Spectrograph – спектрограф для исследования истории космоса). Планируется, что осенью 2008 года миссия STS-125 доставит COS на "Хаббл".

Напомним, что недавно другая группа астрономов также нашла часть скрытой материи, доказав, что в волокне, соединяющем скопления галактик "Абель 222" и "Абель 223", находится очень разреженный горячий газ, который ранее обнаружить не удавалось.

Поигрались и хватит