Ученые нашли косвенные доказательства возможной жизни на Марсе

Залежи кремния на Марсе, обнаруженные в 2007 году марсоходом "Спирит" в кратере Гусева, могут служить доказательством существования жизни на планете. К такому выводу пришла международная группа ученых, работа которых опубликована сегодня в журнале Science.

Кремниевые залежи на Марсе образовались, когда горячий водяной пар или горячая вода просачивались сквозь поверхность планеты. "На земле в подобных гидротермальных отложениях обычно обнаруживаются следы жизни, и обычно залежи кремния содержат окаменевшие останки микроорганизмов", - рассказал один из авторов работы, профессор астробиологии в Университете Аризоны, Джек Фармер.

Найденные залежи кремния простираются на расстояние около 50 метров. Чистота породы составляет не менее 90 процентов. Один из соавторов работы, Стивен Рафф, утверждает, что для образования такого большого количества чистого кремния потребовалось очень много воды.

На данный момент нельзя с уверенностью утверждать, что в залежах кремния на Красной планете присутствуют следы древней жизни, так как "Спирит" не оборудован приборами, необходимыми для проверки этой гипотезы. Однако Фармер считает, что когда-то условия на Марсе благоприятствовали появлению жизни: там была жидкая вода и необходимые для использования живыми организмами источники энергии.

Однако не все ученые придерживаются такого мнения. В пятницу в журнале Science вышла статья ученых из Университета Калифорнии в Беркли, в которой оспаривается возможность существования жизни на Марсе. Исследователи сравнивали каньоны на Марсе и на Земле. Они пришли к выводу, что к образованию марсианских каньонов привели единичные наводнения, а не постоянная "работа" источников. Если гипотеза ученых верна, и каньоны образовались не в результате многолетнего просачивания воды, то климат на Марсе, возможно, не был влажным и теплым продолжительное время. А это сильно уменьшает вероятность зарождения и эволюции живых форм.