Бег на двух ногах оказался бесполезным для ящериц

Агамовая ящерица Japalura splendida. Фото с сайта zoocon.com

Группа ученых из Австралии и Великобритании установила, что ящерицы переходят на бег на двух конечностях случайно. До сих пор считалось, что этот прием увеличивает эффективность движения. Работа ученых опубликована в журнале Journal of Experimental Biology.

Феномен перехода с бега на четырех конечностях на бег на двух был известен достаточно давно. Зоологи выдвигали несколько теорий, однако ни одна из них не получила доказательного подтверждения. В середине 1990-х Ричард Снайдер (Richard Snyder) из Университета Вашингтона в Сиэттле предположил, что при использовании только задних конечностей ящерицы могут бежать быстрее и эффективнее, чем при использовании всех четырех конечностей.

В 2003 году Питер Эиртс (Peter Aerts), специалист по биомеханике из Университета Антверпена в Бельгии разработал теорию, согласно которой выгода бега на двух конечностях определяется смещением центра масс. В вертикальном положении хвост у ящериц находится снизу, что облегчает резкие повороты. Разработанная Эиртсом модель предсказывала, что ящерицы должны переходить на бег на двух конечностях при достижении определенного ускорения. В качестве аналогии можно упомянуть моторный катер или мотоцикл, передняя часть которых отрывается от поверхности.

Физиолог из Кембриджского университета Кристофер Клемент (Christofer Clemente) с коллегами решили проверить эту теорию. Для этого они отловили представителей 16 видов агамовых ящериц - насекомоядных животных, размер которых колеблется от десятка сантиметров до метра. Ученые помещали ящериц на беговую дорожку и снимали на их движения видео. Исследователи фиксировали, как часто животные использовали для бега тоько две конечности. У четырех видов ящериц Клемент и коллеги определяли скорость и ускорение движения.

Ученые ожидали, что все животные распадутся на две группы: преимущественно использующих две ноги и преимущественно использующих четыре ноги. Однако по окончании эксперимента выяснилось, что "двуногость" распределена между видами ящериц неравномерно: одни животные отрывали передние конечности от земли в 5 процентах случаев, тогда как другие - в 95. Склонность к использованию только двух конечностей не коррелировала с эволюционными взаимоотношениями исследуемых видов ящериц. Кроме того, ученые определили, что чем больше времени ящерица проводит на двух лапах, тем медленнее она в итоге передвигается.

Команда Клемента также опровергла теорию Эиртса: некоторые из видов ящериц отрывали передние конечности от земли раньше, чем их ускорение достигало предсказанного ученым предела.

Исходя из полученных результатов, исследователи заключили, что ящерицы переходят к бегу на двух ногах случайно. Косвенно это предположение подтверждал тот факт, что когда передние конечности некоторых животных отрывались от земли, они продолжали двигаться так, как будто этого не случилось.

Тем не менее, Клемент не отрицает, что двуногость может давать ящерицам определенные преимущества при беге. Переход на две конечности может быть связан, например, с необходимостью лучше сохранять равновесие. Однако для подтверждения этой гипотезы необходимо провести дополнительные эксперименты.

Наука и техника00:0311 декабря