Астрономы нашли звездный родильный дом

Обнаруженная астрономами "фабрика звезд" - зелено-красная область в центре снимка. Фото NASA/JPL-Caltech/Subaru

Международная команда астрономов обнаружила галактику, образующую рекордное количество звезд. "Фабрика звезд" удалена от Земли на расстояние 12,3 миллиарда световых лет. Открытие ученых, опубликовавших свои результаты в журнале Astrophysical Journal Letters, ставит под сомнение правомерность общепринятой теории формирования галактик.

Необычная галактика производит от одной до четырех тысяч звезд в год (для Млечного Пути этот показатель равен десяти). Согласно подсчетам ученых, скорость, с которой в галактике образуются новые звезды, позволит ей уже через 50 миллионов лет "дорасти" до размера самых крупных известных астрономам галактик.

Огромная дистанция, отделяющая необычную галактику, свидетельствует о том, что она образовалась очень давно. Свету требуется время для того, чтобы пройти путь от наблюдателя до объекта. Таким образом, наблюдая удаленные объекты мы, фактически, наблюдаем за прошлым Вселенной. Астрономы вычислили, что галактическая "фабрика звезд" образовалась во времена, когда возраст Вселенной составлял около 1,3 миллиарда лет. Сейчас ее возраст оценивают в 13,7 миллиарда лет.

Впервые галактика была обнаружена телескопами "Хаббл" и "Субару" (Subaru), "видящими" в оптическом диапазоне. На сделанных этими телескопами фотографиях галактика выглядела как неприметное пятно. Астрономы смогли обнаружить необычные свойства галактики с помощью инфракрасного телескопа "Спитцер" (Spitzer) и телескопа "Джеймс Клерк Максвелл" (James Clerk Maxwell), работающего в микроволновом диапазоне длин волн.

Наблюдая галактику в инфракрасном и микроволновом излучении, астрономы обнаружили, что она превосходит по яркости окружающие ее космические тела. Необычная яркость объясняется большим количеством молодых звезд, в излучении которых велика доля ультрафиолетового света. Юные звезды производят большое количество пыли, которая хорошо поглощает ультрафиолет. "Впитав" высокоэнергетические фотоны, пыль нагревается и также начинает испускать излучение, но уже в инфракрасном и микросантиметровом диапазоне.

Обнаружение новой галактики ставит под сомнение теорию о происхождении массивных галактик. До сих пор считалось, что крупные эллиптические галактики, появившиеся вскоре после рождения Вселенной, росли постепенно. Однако пример "фабрики звезд" показывает, что возможен и другой механизм.

Наука и техника00:0311 декабря