В атмосфере экзопланеты обнаружен углекислый газ

Планета HD 189733b вокруг своей звезды. Художественное изображение NASA

Астрономам впервые удалось обнаружить углекислый газ в атмосфере планеты за пределами Солнечной системы, сообщает Nature News. Работа ученых будет опубликована в журнале The Astrophysical Journal.

Речь в исследовании идет о планете HD 189733b, удаленной от Земли на более чем 63 световых года. Она представляет собой газовый гигант с массой примерно равной массе Юпитера. Планета находится очень близко к своей звезде, поэтому средняя температура на ее поверхности составляет примерно 1000 градусов по Цельсию. HD 189733b уже привлекала внимание ученых: в 2007 году на ней были обнаружены водяные пары, а в 2008 году - метан. Теперь пришла очередь и углекислого газа.

Открытие было сделано при помощи системы инструментов NICMOS на борту телескопа "Хаббл" (Hubble). Чтобы вычислить спектр излучения планеты, ученые сравнивали данные о спектре излучения звезды когда планета находилась перед ней (то есть ее излучение "сливалось" с излучением звезды), и когда планета находилась за звездой (то есть было видно излучение только звезды).

Анализ спектра планеты показал, что атмосфера планеты состоит в основном из молекулярного водорода. Кроме этого в ней присутствуют углекислый газ, которого меньше водорода в 10 тысяч раз. В дальнейшем ученые надеются выяснить возможное происхождение этого газа.

Углекислый газ является одним из биомаркеров обитаемых планет. Три других - вода, кислород и метан. Из них пока только кислород не удавалось обнаружить в атмосферах экзопланет.

Парное выступление