Астрономы показали тяжесть условий в "космической коммуналке"

Ученые NASA обнаружили скопление, в котором из-за малого расстояния между звездами потоки излучения и "звездного ветра" разрушают протопланетные диски. В скоплении W5, расположенном на расстоянии 6,5 тысяч световых лет, условия для формирования как минимум внешних планет на редкость неблагоприятные. Такой вывод делают опубликовавшие свою работу в Astrophysical Journal Letters астрономы.

Само по себе близкое соседство было бы не столь опасно, если бы все звезды были одного размера и похожего на Солнце типа. Специалисты говорят, что многие звезды возникли именно в сравнительно компактных туманностях (где наличие соседей иногда, напротив, помогает), и лишь потом, в середине своей эволюции, оказались на некотором удалении друг от друга. Для будущих планет в скоплении W5 прогноз неблагоприятен из-за наличия рядом четырех звезд с массой свыше 20 солнечных каждая.

Создаваемый этими массивными соседями поток излучения и "звездного ветра" (ядра атомов водорода и гелия) в буквальном смысле срывает с молодых звезд края протопланетных дисков. Выбрасываемое в межзвездную среду вещество образует характерный шлейф, напоминающий хвост кометы, и активно излучающий тепловое излучение, пойманное чувствительным инструментом на борту Spitzer.

Ранее инфракрасный телескоп NASA уже неоднократно применялся для изучения протопланетных дисков именно по этой причине - нагретая пыль может быть незаметна в видимом свете, но в тепловом диапазоне она светится, и это излучение может быть обнаружено. Специальная камера на борту вынесенного на околосолнечную орбиту (подальше от создающей помехи нагретой Земли) телескопа только за недавнее время нашла в будущих планетных системах кристаллы кварца, обнаружила воду на экзопланете и выявила у соседней звезды два пояса астероидов.