"Морозильная" функция супервулканов оказалась переоцененной

Извержение вулкана Пинатубо. Фото с сайта usgs.gov

Извержение супервулкана Тобо, случившееся около 74 тысяч лет назад, могло вызвать сильное падение температуры, но не оледенение, как предсказывают некоторые теории. Работа ученых, основанная на результатах компьютерного моделирования, опубликована в журнале Journal of Geophysical Research. Основные выводы приведены в пресс-релизе Американского геофизического союза.

Ныне потухший вулкан Тобо находится на острове Суматра. Многие геологические данные указывают на то, что в период от 70 до 75 тысяч лет назад Тобо выбросил на поверхность чудовищное количество лавы и пепла. Извержение было столь масштабным, что сам Тобо получил статус супервулкана. Заполнивший атмосферу пепел экранировал часть солнечного излучения, и температура на Земле должна была понизиться. До настоящего времени неясно, насколько сильно похолодало на планете.

По одной из версий, извержение Тобо спровоцировало кратковременное оледенение, по другой, до льда дело не дошло. Авторы новой работы разработали и "прогнали" шесть климатических моделей, учитывающих огромное количество факторов. В частности, исследователи оценили вклад массовой гибели растений и рассмотрели различные химические реакции, которые могли протекать в атмосфере после извержения.

Ученые проанализировали последствия выброса в атмосферу различного количества пепла. За эталон они взяли мощное извержение вулкана Пинатубо, произошедшее в 1991 году. Воссозданный исследователями виртуальный вулкан Тобо выбрасывал пепел в количестве от 33 до 900 раз превышающем количество пепла, извергнутого Пинатубо.

Ни в одной из шести моделей Тобо не спровоцировал оледенения. Тем не менее, его извержение вызвало длительную "вулканическую зиму". Резкое изменение климата, вероятнее всего, повлияло на численность населявших Землю в то время популяций людей. Антропологические данные подтверждают, что на планете выжило не более 10 тысяч людей. В одной из недавно вышедших работ дается еще более пессимистичная оценка: согласно выводам ее авторов, 70 тысяч лет назад людская популяция не превышала 2 тысяч человек.

Слава богу