Окно в параллельную вселенную оказалось артефактом обработки данных

Фрагмент карты микроволнового излучения. Красным показан аномально холодный регион. Иллюстрация NASA/WMAP

Астрономы установили, что холодное пятно в реликтовом излучении, которое некоторые исследователи посчитали признаком существования параллельных вселенных, оказалось артефактом обработки данных. Статья исследователей пока не принята к публикации, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Реликтовое излучение представляет собой электромагнитное излучение, оставшееся со времен Большого Взрыва. Самая подробная карта излучения была составлена аппаратом WMAP, запущенным в 2001 году. Анализ собранных аппаратом данных позволил в 2007 году обнаружить в районе созвездия Эридан регион, где температура излучения значительно ниже среднего значения в 2,7 кельвина.

Наличие подобного пятна противоречит представлениям о том, что после рождения Вселенная была изотропна, то есть ее свойства были одинаковыми во всех направлениях. Многие исследователи предположили, что причиной существования пятна является гигантская космическая пустота диаметром около миллиарда световых лет или даже наличие "окна" в другую вселенную.

В рамках нового исследования ученые провели повторный анализ данных, собранных учеными. В результате им удалось установить, что пятно - артефакт статистической обработки и появилось в результате "неудачного" стечения обстоятельств.

Дело в том, что совершенно случайно ученые во время первого анализа подобрали параметры так, что в карте появились выделенные направления. При этом в рамках новой работы ученые смогли установить, что из всевозможных случайно сгенерированных карт распределения микроволнового излучения только около 5 процентов приводят к появлению артефактов. Таким образом, тот факт, что настоящая карта попала в эти пять процентов является достаточно редким совпадением.

Сами исследователи называют свою работу "депрессивным отрицательным результатом", однако надеются, что применение более совершенных технологий позволит обнаружить интересные аномалии, которые уже не будут артефактами анализа. В настоящее время многие космические аппараты занимаются сбором данных о реликтовом излучении. Например, европейский аппарат "Планк" (Planck).

Поигрались и хватит