Остатки древней звезды оказались источником необычной пыли

Изображение остатков сверхновой Кассиопея А в псевдоцветах. Иллюстрация NASA/JPL

Группе астрономов из Великобритании, США и Канады удалось не только доказать, что сверхновые являются мощным источником космической пыли, но и обнаружить среди остатков сверхновой Кассиопея А следы очень необычного варианта этой пыли. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте Королевского астрономического общества. Работа ученых появится в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Ранее астрономам было известно, что космическая пыль присутствовала уже в ранней Вселенной. Потенциальным ее источником называли взрывы сверхновых, происходящие в конце цикла существования крупных (массой более девяти солнечных) звезд. Учитывая, что подобные звезды живут относительно недолго, они вполне могли насытить пылью раннюю Вселенную.

В рамках нового исследования ученых интересовала поляризация электромагнитного излучения, испускаемого частицами пыли в сильном электромагнитном поле компактного объекта (нейтронной звезды или черной дыры), оставшегося после взрыва. Измерения производились при помощи поляриметра SCUBA, установленного на 15-метровом телескопе JCMT, который располагается на Гавайских островах.

Анализ излучения показал, что в остатках сверхновой Кассиопеи А содержится пыли примерно столько, сколько предсказывается теорией (более одной десятой массы Солнца). При этом, однако, астрономы обнаружили необычную вещь: поляризация излучения в субмиллиметровом диапазоне оказалась гораздо выше расчетной.

У данного феномена может быть несколько объяснений. Во-первых, в окрестности компактного объекта может присутствовать большое количество холодной (то есть сформировавшейся) пыли. Учитывая, что взрыв сверхновой произошел около 300 лет назад, это означает, что подобные взрывы производят пыль гораздо быстрее, чем считалось ранее.

Существует и более экзотическое объяснение столь сильной поляризации. В результате взрыва могла образоваться пыль, на которой имеются тончайшие металлические иглы. Если эта теория верна, то подобная пыль может присутствовать и в других регионах Вселенной, где были аналогичные взрывы сверхновых. Учитывая, что она способна испускать микроволновое излучение, авторы работы считают, что измерения реликтового излучения могут оказаться не совсем верными.

Как купить мушкет