Хотите видеть только хорошие новости?

Ученые объяснили присутствие в метеоритах наноалмазов

Наноалмазы, полученные в результате взрыва динамита. Электронная микрофотография PlasmaChem

Немецким ученым из Астрономического института Макса Планка удалось объяснить присутствие в метеоритах большого количества наноалмазов, то есть нанометровых алмазных вкраплений, сообщает New Scientist. Работа ученых появится в журнале The Astrophysical Journal. Напомним, что алмазом называется углерод с определенной структурой кристаллической решетки.

Впервые обнаружить присутствие наноалмазов в метеоритах астрофизикам удалось в 80-х годах прошлого века, причем в достаточно большом количестве - драгоценный минерал составлял почти три процента от массы некоторых космических тел. Тогда ученые предположили, что алмазы в космосе образуются в результате взрывов сверхновых (на Земле камни диаметром около пяти нанометров можно получать в результате взрыва динамита).

Это должно было означать, что в скоплениях межзвездной материи присутствует большое количество алмазной пыли, однако ничего подобного не наблюдалось. Более того, до настоящего момента алмазная пыль была обнаружена лишь в окрестностях трех звезд, причем ее распределение в пространстве было неравномерным - вблизи звезд пыли наблюдалось заметно больше.

По мнению немецких астрофизиков, ключевую роль в формировании наноалмазов играют так называемые углеродные луковицы или онионы (от английского onion, то есть лук), а не космические взрывы, как считалось ранее. Эти объекты, открытые относительно недавно, представляют собой несколько сферических слоев атомов углерода с общим центром.

Для возникновения алмазов исследователи предлагают следующую схему. Поток заряженных частиц (например, электронов) выбивает из верхних слоев луковицы ионы углерода. Оставшиеся частицы "смыкают ряды", и оболочка сжимается, создавая внутри луковицы давление. Если онион нагрет до достаточно высокой температуры, то внутри него может образовываться наноалмаз.

Подобная технология уже проходила экспериментальную проверку в лабораториях на Земле. Немецкие ученые считают, что в космосе существуют подходящие условия для реализации данной схемы. В 2003 году американские ученые, проведя сравнительный анализ поглощающих свойств космической пыли и онионов, установили, что она, вероятно, имеет структуру луковиц. Это означает, что пыль является источником онионов, а звезды - источником заряженных частиц, поддерживая вблизи себя достаточно высокую температуру.

Кроме этого результаты немецких ученых позволяют объяснить причины повсеместного отсутствия алмазной пыли - большая часть наноалмазов остается внутри луковиц и недоступна наблюдателю. Чтобы алмаз стал видимым, необходимы либо высокая температура (в этом случае вся луковица превратится в наноалмаз), либо жесткое излучение (например, рентгеновское излучение), которое очистит драгоценный минерал от углеродной "скорлупы".

Звезды, вокруг которых и была обнаружена алмазная пыль, хорошо укладываются в предложенную немцами схему. Две из них являются молодыми двойными системами с высокой температурой, в которых выбросы компаньонов являются источниками потоков заряженных частиц, а рядом с третьей расположен источник мощного рентгеновского излучения неизвестной природы. Именно эти параметры и делают пыль в данных системах видимой.

People walk past the walls of Jerusalem's Old City lit in blue, white and red, colours of the French flag, in solidarity with Paris, in Jerusalem November 15, 2015Французский исход
Что заставляет евреев бежать из Пятой Республики в Израиль
Face masks depicting Russian President Vladimir Putin and U.S. President-elect Donald Trump hang for sale at a souvenir street shop in St.Petersburg, RussiaВеликий и ужасный
Почему пресса Британии и США демонизирует образ Путина
Монастырь Мар Маттай«Саддам покончил бы с этим бардаком за пару недель»
Рассказ монаха древнего иракского монастыря о жизни по соседству с террористами
Министр обороны Саудовской Аравии принц Мухаммед объявляет о создании блокаНАТО с Кораном и гуриями
Саудовская Аравия строит собственный военный блок
От 200 и выше
Может ли рост цен на водку снизить ее потребление
Ничего личного
О причинах закрытия печатных медиа
Триллион из продуктовой корзины
Российские ретейлеры подсчитали прошлогоднюю выручку
Жадность не порок
На чем экономят миллиардеры
Морозный рейс
Как авиакомпании решают проблему нелетной погоды
«Точно не для любителей джаза»
Верят ли сказке «Ла-Ла Ленда» настоящие джазмены и актрисы
Концерт Noize MC в клубе Arena Moscow.«Соскучился ли я по травле в СМИ?»
Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей