У черных дыр обнаружили способность создавать себе галактики

Сверхмассивные черные дыры способны стимулировать звездообразование. К такому выводу пришли астрономы, наблюдавшие удаленный квазар HE0450-2958. Результаты своей работы ученые опубликовали в двух статьях в журналах Astronomy & Astrophysics и The Astrophysical Journal. Препринты обеих работ доступны на сайте arXiv.org (ссылки здесь и здесь ).

Черной дырой называют область пространства, гравитационное притяжение которой столь велико, что ее не может покинуть даже свет. Так как обнаружить черные дыры непосредственно нельзя, об их присутствии судят по косвенным признакам. Накопленные астрономами данные показывают, что черные дыры расположены в центре многих галактик. У ученых нет единого мнения, что появляется раньше - звездное скопление или "его" дыра.

Авторы новой работы представили доказательства второй точки зрения. Ученые исследовали квазар HE0450-2958, удаленный от Земли на расстояние около 5 миллиардов световых лет. Считается, что квазары - это галактики на раннем этапе своего развития, в которых расположена поглощающая материю сверхмассивная черная дыра. В случае HE0450-2958 астрономам не удавалось обнаружить соответствующую ему галактику. Одна из гипотез предполагала, что звездное скопление закрывает пыль, заполняющая космическое пространство и непрозрачная в оптическом диапазоне.

В новом исследовании ученые использовали для наблюдений квазара систему Очень большого телескопа (VLT - Very Large Telescope) VISIR (VLT Imager and Spectrometer for mid Infrared - система для формирования изображения и спектрометр, работающие в средней части инфракрасного спектра). На используемых этой системой длинах волн пыль хорошо заметна. Однако в итоге ученые доказали, что пыли вокруг квазара нет, а значит, он действительно "одинокий".

Неподалеку от HE0450-2958 находится молодая галактика. Астрономы обнаружили, что она отличается чрезвычайно высоким уровнем звездообразования (приблизительно в сто раз выше среднего уровня). Ежегодно в ней образуется количество звезд, суммарная масса которых составляет около 350 солнечных. Ранее было показано, что квазар выпускает в сторону галактики потоки высокоэнергетических частиц и излучения. Ученые предположили, что именно воздействие квазара стимулирует рождение звезд. Исходя из взаимного расположения звездного скопления и HE0450-2958 и скоростей их сближения, астрономы вычислили, что в будущем они должны "соединиться".

Совсем недавно другой коллектив исследователей выяснил еще одно интересное свойство черных дыр. Согласно разработанной учеными модели, они способны не только стимулировать звездообразования, но и "выедать" светила изнутри.