Бывший морской кадет, прошедший в 2004 году обучение на офицера на трехмачтовом паруснике немецких ВМС "Горх Фок", в интервью изданию Welt рассказал о многочисленных злоупотреблениях и случаях неуставных отношений на корабле. Публикация Welt появилась на фоне скандала вокруг парусника, на котором, по некоторым данным, курсанты подняли мятеж против офицеров.
По словам Франка Маттхиеса (Frank Matthies) - имя изменено редакцией Welt - на паруснике существует четкое разделение: командиры и штатная команда с одной стороны, и курсанты с другой. Сам Маттхиес пришел на парусник уже в звании унтер-офицера, до этого он принимал участие в миссии ВМС Евросоюза "Аталанта" против пиратов у берегов Сомали .
Как рассказал бывший курсант, члены штатной команды, многие из которых были ниже его по званию, вели себя вызывающе и неуважительно, пытаясь дать понять, кто главный на корабле. Лишь те из курсантов, кто соглашался играть роль подчиненных, могли рассчитывать на снисхождение. Те же, кто вел себя независимо, постоянно становились объектом нападок и угроз. Перед тем как подняться на мачту Франк Маттхиес, по его словам, неоднократно слышал с свой адрес: "Смотри, наверху мы будем один на один".
Как отметил, бывший кадет, утверждения, появившиеся в немецких СМИ, о том, что курсанты взбунтовались исключительно из-за давления со стороны командиров, скорее всего не соответствуют действительности. По его словам, атмосфера на "Горх Фоке" и без того напряжена до предела, и для возникновения открытого конфликта достаточно пустяка. Этому, утверждает собеседник Welt, способствовало также то, что члены штатной команды постоянно обворовывали курсантов.
Стоило кадетам собраться вдвоем, инструкторы уже полушутливо говорили о попытке мятежа. Кроме того, командование, по словам бывшего кадета, изнуряло курсантов бессмысленными упражнениями. Уставших после ночной вахты кадетов заставляли для поддержания бодрости взбираться на мачты и спускаться вниз. Ночью один из курсантов посылался впередсмотрящим на бак и был обязан каждые полчаса дудеть в трубу, подавая сигнал дежурному офицеру - пустая дань традиции в современных условиях, когда на судах используют радары.
При этом меры по обеспечению безопасности в ходе ночных вахт, по словам Франка Маттхиеса, не соблюдались. Один из его товарищей, во время дежурства на баке упал за борт, но по счастью попал в сетку под бушпритом: его хватились только спустя час. В этой связи Welt напоминает о гибели курсантки Дженни Б. (Jenni B.), которая в сентябре 2008 года упала за борт во время ночной вахты в Северном море и погибла.
Набирающий обороты скандал вокруг барка "Горх Фок" разразился после того, как стало известно, что в ноябре 2010 года, когда парусник находился у берегов Бразилии, курсанты подняли мятеж. Поводом послужила гибель 25-летнего кадета Сары Лены Зееле (Sarah Lena Seele), которая во время такелажных работ сорвалась с мачты и разбилась насмерть. После ее гибели командиры якобы попытались заставить курсантов вновь лезть на мачты, хотя по уставу кадеты не обязаны этого делать.
Кроме того, в прессе появились сообщения, что, согласно правилам безопасности, Зееле вообще не должны были привлекать к такелажным работам из-за ее маленького роста - 1 метр 59 сантиметров. Как сообщает Spiegel, мать погибшей курсантки недавно заявила, что "ее дочь упала не просто так", и потребовала отстранить командира корабля, капитана первого ранга Норберта Шатца (Norbert Schatz), от занимаемой должности. На "Горх Фок", который сейчас находится в одном из портов Аргентины, вылетела следственная группа. Паруснику было приказано вернуться на родину.