Найдено животное с самым большим количеством генов

Рачок Daphnia pulex. Фото с сайта iu.edu

У микроскопического речного рачка дафнии оказалось больше генов, чем у любого другого животного из тех, чьи геномы уже расшифрованы. Статья большой группы исследователей, впервые определившей полногеномную последовательность ДНК дафнии Daphnia pulex, появилась в журнале Science. Коротко о работе пишет портал LiveScience.

Дафнии относятся к планктонным организмам и обитают в пресноводных водоемах. Они являются прекрасными индикаторами состояния водоемов - в ответ на изменение качества воды дафнии чрезвычайно быстро вырабатывают какие-либо приспособления. Например, при уменьшении содержания кислорода рачки усиливают выработку гемоглобина - белка, связывающего O2. Кроме того, в зависимости от условий дафнии могут размножаться половым или бесполым путем, регулируя при этом пол своих потомков - либо это будут только самки, либо только самцы.

Расшифровка генома дафнии в общей сложности заняла 10 лет. Ученые выяснили, что в геноме D. pulex содержится как минимум 30,9 тысячи генов - для сравнения, в геноме человека насчитывается около 23-25 тысяч генов. Исследователи показали, что многие гены являются результатом дупликации - то есть удвоения последовательности уже существующих генов. Этот процесс в ДНК дафний протекает, в среднем, втрое активнее, чем в ДНК других живых существ. Также D. pulex "неохотно" расстаются со старыми и зачастую неработающими генами - их содержание в геноме рачков также примерно втрое больше, чем в ДНК других организмов.

Ученые полагают, что большое количество генетического материала необходимо дафниям для того, чтобы оперативно реагировать на изменения окружающей среды. Множество различных генов представляют собой ресурс для мутаций - появляющиеся в них изменения позволяют D. pulex подстраивать свой организм под изменяющиеся условия.

Недавно ученые описали еще одно существо с необычным геномом - ДНК оболочника Oikopleura dioica устроена принципиально иначе по сравнению с ДНК других организмов. Разница касается расположения некодирующих и кодирующих белки и РНК и участков.

A protester reacts in front Moroccan police forces during a demonstration in the northern town of El Hoceima, Morocco, Thursday, July 20, 2017. Clashes between police and Moroccan protesters Thursday left at least 83 injured in clouds of tear gas and running battles at an unauthorized demonstration over inequality and corruption.Налетели на Риф