Астрономы нашли недозвезду с температурой чашки кофе

Астрономы обнаружили самый холодный и самый тусклый коричневый карлик из всех известных - температура поверхности объекта CFBDSIR 1458+10B, входящего в двойную систему, составляет около ста градусов Цельсия и ученые не исключают, что в атмосфере CFBDSIR 1458+10B могут быть водяные облака. Статья исследователей принята к публикации в журнал Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org. Коротко работа описана в пресс-релизе Европейской южной лаборатории (ESO).

Коричневыми карликами называют объекты, занимающие промежуточное положение между звездами и планетами-гигантами. Массы - и, соответственно, гравитации коричневых карликов недостаточно для того, чтобы давление в их недрах достигло значений, при которых начинаются процессы термоядерного синтеза. Однако в отличие от планет на ранних этапах своей эволюции коричневые карлики могут превращать изотоп водорода дейтерий в изотоп гелия.

Авторы новой работы наблюдали систему CFBDSIR 1458+10, удаленную от Солнечной системы на расстояние 75 световых лет и состоящую из двух коричневых карликов. Долгое время ученые не могли как следует разглядеть второго компаньона системы, так как его "затмевал" более яркий напарник. Однако при помощи телескопа Keck на Гавайских островах и массива телескопов VLT (Very Large Telescope - Очень Большой Телескоп) в Чили астрономы сумели определить расстояние между двумя карликами и температуру более холодного из них.

Объект CFBDSIR 1458+10B побил температурный рекорд для карликов, установленный ранее - предыдущими чемпионами были карлики ULAS J003402.77–005206.7 и ULAS J133553.45+113005.2, средняя температура которых составляет около 325 градусов Цельсия.

Не братья вы нам