Джеты черной дыры оказались нестабильными

GX 339-4 глазами художника. Иллюстрация NASA

Астрономы NASA обнаружили нестабильность у джетов черной дыры. Статья ученых появилась в журнале The Astrophysical Journal Letters, а ее краткое изложение приводится на сайте агентства.

Объектом исследования выступала черная дыра GX 339-4, расположенная на расстоянии 20 тысяч световых лет от Земли в созвездии Жертвенник вблизи центра Галактики. Считается, что этот объект представляет собой двойную систему из звезды и черной дыры, которая постепенно "ворует" массу у компаньона.

В рамках работы ученые анализировали данные, собранные инфракрасным орбитальным телескопом WISE (аппарат прекратил работу в феврале 2011 года, однако собранные им данные ученые анализируют до сих пор). Аппарат наблюдал за содержащим черную дыру регионом в течение почти года, делая снимки каждые 11 секунд.

Ученым удалось установить, что джеты - струи материи, несущиеся с околосветовой скоростью, которые выбрасывает дыра, - ведут себя нестабильно. Так, мощность струи варьируется случайно с периодами от нескольких секунд до нескольких часов. По словам астрофизиков, это первые столь подробные наблюдения физики процесса формирования джетов (особенно их основания - обычно самой яркой части). Здесь можно посмотреть анимацию, сделанную по результатам наблюдений.

Недавно появилась работа, в которой ученые использовали данные WISE для анализа "генеалогического дерева" семейств астероидов в главном поясе Солнечной системы. В результате им удалось установить, что семейство Баптистины, к которому до недавнего времени относили виновный в гибели динозавров астероид, не имеет к произошедшему 65 миллионов лет назад катаклизму никакого отношения.

00:04 19 февраля 2017