Астрономы объяснили загадку старейшей сверхновой

RCW 86. Фото NASA/ESA/JPL-Caltech/UCLA/CXC/SAO

Астрофизики прояснили причины слишком большого размера космического "пузыря", оставшегося от взрыва сверхновой RCW 86. Она считается самой первой из зарегистрированных сверхновых. Статья ученых появилась в The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе на сайте NASA. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org.

В 185 году нашей эры китайские астрономы обнаружили новую яркую звезду в созвездии Циркуля. Звезда светила в течение 8 месяцев, а позже угасла. В 60-х годах ученые установили, что наиболее вероятным кандидатом на роль останков сверхновой 185 года является объект RCW 86, расположенный на расстоянии 8 тысяч световых лет от Земли. Вместе с тем, образованная в результате взрыва сферическая туманность оказалась слишком большой для взрыва, который произошел около 2 тысяч лет назад, - ее диаметр около 85 световых лет.

Используя данные наблюдений объекта телескопами Spitzer и WISE в инфракрасном диапазоне, ученые смогли определить причины избыточного размера пузыря. Оказалось, что сверхновая относится к типу Ia - белый карлик в двойной системе постепенно ворует материю у звезды-соседа. По достижению некоторой критической массы, называемой пределом Чандрасекара, он взрывается.

При этом выяснилось, что белый карлик в момент взрыва находился в полости, почти лишенной газа и пыли. В результате образовавшийся после взрыва фронт распространялся (и продолжает распространяться) быстрее обычного. Как следствие, сферические останки сверхновой оказались больше расчетного. По словам ученых, это первый случай, когда взрыв сверхновой такого типа был зарегистрирован внутри разреженного пузыря.

В начале октября 2011 года в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society появилась статья, в которой исследователи излагали доказательства того факта, что за возникновение сверхновых типа Ia отвечает механизм, отличный от общепринятого (он был описан выше). В частности, ученые заявили, что значительная часть (если не все) сверхновые такого типа образуются в результате столкновения пары белых карликов.

Россия. Москва. 13 апреля 2016. Член комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Андрей Свинцов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин, член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Диденко (слева направо на втором плане) и член комитета Госдумы по образованию Егор Анисимов (слева на первом плане) на пленарном заседании Государственной думы РФ. Станислав Красильников/ТАССПретерпевшие