Астрофизики объяснили живучесть магнитного поля Луны

Луна. Фото NASA

Ученые предложили сразу две теории, объясняющие наличие у Луны магнитного поля в течение достаточно длительного времени в прошлом. Соответствующие статьи (здесь и здесь) появились в журнале Nature, а их краткое изложение приводит New Scientist.

Анализ собранных "Аполлонами" образцов лунного грунта показал, что на Луне в течение длительного времени существовало магнитное поле. Согласно современным представлениям, его источником было движение раскаленной мантии внутри небесного тела сразу после его формирования в результате столкновения Земли с Тейей 4,6 миллиарда лет назад. Главным недостатком этой теории в современном виде является то, что поле получается живущим относительно недолго и довольно слабым.

В рамках первой работы ученые из Калифорнийского университета и Калифорнийского университета в Санта-Круз предложили вариант развития событий, при котором поле живет дольше. Они предположили, что изначально Луна сформировалась ближе к Земле, чем она располагается сейчас. С помощью компьютерного моделирования им удалось установить, что подобный орбитальный дрейф земного спутника мог продлить жизнь конвекционным процессам внутри Луны. В результате поле могло существовать вплоть до 2,7 миллиарда лет назад.

В рамках второй работы ученые из Франции и Бельгии также моделировали эволюцию магнитного поля Луны. Они предположили, что роль в поддержании поля сыграла поздняя тяжелая бомбардировка 3,9 миллиарда лет назад. Тогда в результате изменения орбит тел Солнечной системы внутренние планеты подверглись интенсивной астероидной бомбардировке. Астрофизики показали, что метеоритные осадки вкупе с приливным воздействием Земли вполне могли сказаться на скорости движения лавы внутри лунной мантии.

В 2009 году в Science появилась статья, в которой ученые провели анализ образца лунного грунта под названием троктолит 76535. Тогда было установлено, что магнитное поле у земного спутника существовало примерно 4,2 миллиарда лет назад, то есть через 300 миллионов лет после его формирования.

Наука и техника00:0125 июня