Небольшие экзопланеты оказались независимыми от металличности звезд

Экзопланета в представлении художника. Изображение NASA, European Space Agency, Alfred Vidal-Madjar

Астрономы установили, что металличность звезды (доля элементов в составе, отличных от гелия и водорода) никак не связана с наличием у нее небольших каменистых планет. Это кардинально отличается от ситуации с газовыми гигантами. Статья ученых появилась в журнале Nature.

Астрофизикам известно, что между наличием у звезды планет-газовых гигантов и ее металличностью существует зависимость - чем этот показатель выше, тем больше вероятность образования таких планет. Этот принцип был подтвержден наблюдениями и компьютерным моделированием. В 2006 году, однако, астрономы установили, что такая связь ослабевает с уменьшением размера планет в выборке - зависимость двух параметров для газовых гигантов типа Нептуна была меньше, чем для тел, больших Юпитера.

В рамках новой работы ученые проанализировали данные о 226 кандидатах в экзопланеты (так называемые KOI), собранные телескопом "Кеплер". Сравнив данные о планетах с данными о металличности их звезд, ученые обнаружили следующий факт: планеты с радиусом, не превосходящим четырех земных, могут образовываться практически у любых типов звезд.

Из этого ученые делают вывод, что планеты земного типа могли быть распространены и в прошлом. Дело в том, что в молодой Вселенной было большое количество звезд с низким содержанием металлов, вокруг которых не могли образовываться газовые гиганты.

Орбитальный телескоп "Кеплер" был запущен на орбиту в марте 2009 года. Основная миссия аппарата - поиск экзопланет. Для этого он регистрирует малейшие колебания светимости звезды, вызываемые прохождением по ее диску небесного тела. Аппарат постоянно следит за 150 тысячами звезд в небольшом регионе неба между созвездиями Лиры и Лебедя.

Посыпали пеплом