Искусственная эволюция создала из шума музыку

Эволюционный путь в координатах гармонической (горизонтальная ось) и ритмической (вертикальная ось) ясности. Зеленая точка - начало, белая - конец. Иллюстрация из статьи авторов.

Ученые показали, как при помощи искусственной эволюции из шума могут появиться благозвучные мелодии. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ее краткое содержание приводит ScienceNow.

Искусственная эволюция проходила благодаря специально написанной программе DarwinTunes. Небольшие композиции, состоящие из повторяющихся элементов, были способны обмениваться "генетической информацией" и порождать новые, сочетающие черты родительских. В ходе подобного размножения вносились также случайные изменения, соответствующие мутациям.

Для имитации естественного отбора ученые привлекли 7 тысяч добровольцев, которые прослушивали композиции и оставляли удачные варианты. Их черты в дальнейшем передавались "потомству". Мерилом "приспособленности" композиций служила вероятность их передачи следующим поколениям.

Наблюдения за изменениями среднего рейтинга композиций показало, что возможности искусственной эволюции быстро насыщаются. Так, в самом начале эволюции с каждым поколением рейтинг композиций рос довольно быстро. Однако, уже после тысячи поколений рост прекратился и вышел на плато, а эволюция композиций начала блуждать вокруг локально достигнутого оптимума. В биологии таким скачкам изменений, за которыми следуют периоды насыщения, можно сопоставить эволюцию на изолированных островах.

По мнению исследователей, результаты работы говорят о том, что в реальности изменение музыкальных стилей происходит по другим механизмам. Центральную роль в них играют не предпочтения слушателей, как это было в эксперименте (они быстро приводят к стагнации), а воля композиторов. Создатели музыки, по словам исследователей, отталкиваются от существующих предпочтений слушателей и сдвигают эволюцию от локального оптимума. Первоначально новая музыка кажется слушателям менее благозвучной, но со временем становится привычной и традиционной.

Закат Запада