Четверть акций "Российских железных дорог" может быть продана только после того, как РЖД перестанет получать государственные дотации. Об этом в интервью "РБК daily" заявил президент компании Владимир Якунин. Согласно одобренному ранее плану приватизации, правительство продаст 25 процентов акций РЖД в 2013 году.
По словам Якунина, одобренный ранее план является "предварительным", а алгоритм его реализации правительство должно рассмотреть совместно с РЖД. Глава железнодорожной монополии пояснил, что инвесторы будут покупать акции компании из-за дивидендов, в то же время, РЖД получает значительные убытки от государственного регулирования тарифов, которые компенсируются из бюджета. Получается, что прибыль инвесторов будет складываться из государственных дотаций.
Ранее Якунин уже подвергал критике план правительства по приватизации. Он отмечал, что его выполнение абсолютно нереально. В настоящее время дефицит инвестиционной программы РЖД составляет около 400 миллиардов рублей, а продажа акций способна принести только 260 миллиардов.
Также Якунин отмечал, что сейчас многие проекты, например для Олимпиады в Сочи или саммита АТЭС во Владивостоке, финансируются за счет увеличения уставного капитала РЖД. При появлении у компании миноритариев эту схему использовать будет невозможно. Вместо приватизации всей компании глава РЖД предлагал сосредоточиться на структурах, контролируемых РЖД.
В интервью, вышедшем 30 июля, Якунин подтвердил, что железнодорожная монополия намерена избавиться от имеющегося у нее блокпакета крупнейшего в стране оператора вагонов - "Первой грузовой компании" (ПГК). По его словам, держать его не имеет смысла. Наиболее вероятным покупателем на актив считаются структуры предпринимателя Владимира Лисина, которые уже контролируют около 75 процентов акций ПГК.
Якунин отметил, что такого "источника средств, как продажа ПГК, больше нет". Но, по его словам, госкомпания в настоящее время рассматривает возможность продажи проектных активов и ремонтных предприятий. В то же время, РЖД выступает против приватизации оставшегося у компании пакета акций в "Трансконтейнере". На базе этого предприятия РЖД намерена создать совместную структуру с железнодорожными компаниями Белоруссии и Казахстана.