Астрономы обнаружили рекордно старую сверхновую

Снимок сверхновой спустя всего 1,6 миллиардов лет после Большого взрыва (12 миллиардов лет назад). Фото Nature Press (2012)

Австралийские астрономы обнаружили свидетельства взрыва рекордно древней сверхновой, который произошел в ранней вселенной 12,1 миллиарда лет назад. Работа ученых опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание приводит ScienceNow.

Открытие удалось совершить благодаря длительным наблюдениям телескопа Канада-Франция-Гавайи, расположенного на вершине горы Мауна-Кеа на Гавайях. Изображение получено при помощи наложения тысяч фотографий неба в области созвездия Секстанта. Здесь ученые обнаружили необычно яркую звезду рекордного возраста, которая относилась к очень редкому классу нестабильных сверхновых. Эти массивные звезды со временем схлопываются из-за образования электрон-позитронных пар.

Когда ученые проанализировали спектр галактики, куда входила сверхновая, оказалось, что ее красное смещение соответствует возрасту в 12,1 миллиарда лет. Таким образом, вспышка сверхновой произошла спустя всего 1,6 миллиардов лет после Большого взрыва. Возраст находки почти на миллиард лет больше, чем соответствующий показатель самой древней из уже известных сверхновых.

Тем не менее, обнаруженная сверхновая не принадлежит первому поколению звезд - светил, которые образовались из первичного газа. Этот газ состоял только из водорода, гелия и лития, появившихся в результате Большого взрыва. Более тяжелые элементы (углерод, кислород), стали образовываться уже в самих звездах. Позднее эти элементы сами становились материалом для формирования следующего поколения светил, к которому и относится обнаруженная сверхновая.

Афганский груз