Судья Конституционного суда Владимир Ярославцев раскритиковал процедуру принятия изменений в закон о митингах, существенно ужесточивших его. Как говорится в его особом мнении (оно опубликовано на сайте судебной инстанции), закон фактически не был согласован с регионами, в связи с чем его можно было бы признать неконституционным.
Как объяснил судья Ярославцев, после первого чтения закона, которое состоялось 22 мая, парламентарии должны были дать регионам тридцать дней для внесения своих замечаний. Однако второе чтение состоялось уже пятого июня. В связи с тем, что регионы не дали заключения по документу, невозможно «с достоверностью установить, отражает ли принятое решение действительную волю законодателя», отметил Ярославцев.
Кроме того, Владимир Ярославцев раскритиковал и то, что ко второму чтению законопроект значительно преобразился. «Анализ предложенных поправок со всей очевидностью показывает, что между первым и вторым чтениями произошло не только переименование законопроекта, но и существенное изменение концепции законопроекта, расширение круга регулируемых отношений, что повлекло существенное изменение объема конституционного права граждан на свободу собраний», — говорится в особом мнении судьи.
Постановление КС РФ по закону о митингах 14 февраля 2013 года огласил председатель суда Валерий Зорькин. Решением большинства судей закон, который оспаривали лидер «Другой России» Эдуард Лимонов и КПРФ со «Справедливой Россией», признан соответствующим Основному закону. Тем не менее, суд признал штрафы за нарушение правил проведения митингов (минимум — 10 тысяч рублей) слишком высокими, а также указал, что за формальное нарушение процедуры организации либо проведения акции нельзя наказывать обязательными работами.
Закон о митингах был ужесточен в июне 2012 года. Поправки инициировал депутат от «Единой России» Александр Сидякин после того, как 6 мая на Болотной площади произошли столкновения оппозиционеров с полицейскими.
Судья Владимир Ярославцев, который работает в КС РФ с 1994 года, стал известен в 2009 году после того, как в интервью испанской El Pais раскритиковал судебную систему в России. Он назвал российские суды «инструментом на службе исполнительной власти». «Органы безопасности могут делать, что хотят, а судам остается только утверждать их решения», — заявил он. В итоге Ярославцева наказали за нарушение судебной этики.