Фонд развития гражданского общества подготовил доклад о состоянии и возможных моделях финансирования некоммерческих организаций в России. Публикация доклада запланирована на пятницу, 29 марта. Исследование выходит на фоне масштабных проверок НКО, которые начались в первой половине марта и охватили уже более 20 регионов России.
Доклад Фонда развития гражданского общества (его возглавляет бывший глава управления по внутренней политике администрации президента России Константин Костин), имеющийся в распоряжении «Ленты.ру», готовился по мотивам дискуссий о необходимости совершенствования системы государственного финансирования НКО в России, которые уже продолжительное время ведутся в правозащитном сообществе, и в преддверии публикации президентской грантовой программы на 2013 год. По данным докладчиков, в 2013 году госфинансирование некоммерческого сектора будет почти удвоено: в целом, на государственную поддержку НКО предполагается направить более восьми миллиардов рублей, около 2,5 из которых — на президентские гранты. В 2012 году на поддержку НКО в федеральном бюджете было предусмотрено 4,7 миллиарда рублей, в качестве президентских грантов раздали один миллиард. «Цель преобразований — обеспечение устойчивого развития "третьего сектора" в России, которое позволило бы вывести его на уровень современных развитых стран», — говорится в исследовании.
Дальнейшее развитие НКО, которые авторы доклада считают основой гражданского общества, невозможно без финансового участия государства. Властям следует выработать единую концепцию «формирования и поддержки "третьего сектора" в России», с помощью которой можно было бы переориентировать НКО на оказание «социальных услуг населению». Сейчас среди НКО преобладают те, кто стремится «взять на себя функции общественного контроля и экспертизы», констатируют докладчики. В других странах доля социально ориентированных НКО достигает 70 процентов, в то время как в России — только 13,5 процента.
Авторы доклада предлагают ввести налоговые льготы для коммерческих организаций, финансирующих «социально ориентированные» НКО, а также для самих таких некоммерческих организаций. Докладчики советуют власти изменить подход к финансированию НКО в целом: давать организациям деньги не только на проекты, но и на операционную деятельность, а также начать финансирование образовательных и благотворительных программ религиозных организаций. Как и во многих других случаях, в этом вопросе авторы исследования ссылаются на иностранный опыт.
Кроме того, предлагается изменить систему государственного финансирования НКО, сделав ее более «прозрачной». Распределение грантов по направлениям следует передать специально созданным некоммерческим организациям — операторам, контролировать которые будут «легитимные экспертные советы». Кроме денег авторы доклада предлагают передать «социально ориентированным» НКО часть государственных полномочий. В числе таких полномочий, в частности, предлагается передать «саморегулирование интернета».
В докладе подробно разбираются зарубежные системы финансирования некоммерческих организаций, при этом авторы особое внимание уделяют ограничениям, наложенным на иностранное финансирование НКО в различных странах. Исследователи дают понять, что и в Европе, и в США, несмотря на отсутствие законодательных запретов, власти стараются максимально осложнить жизнь НКО, получающим зарубежные гранты. В частности, в США, утверждают докладчики, регистрация НКО в реестре «иностранных агентов» становится результатом специального «политического решения», и жизнь такой НКО превращается в настоящий ад: каждые полгода, а также по первому требованию контролирующего органа она обязана представлять сведения о своей деятельности, а все свои публикации помечать сообщениями о том, что действует в интересах иностранного заказчика. По аналогии с этим американским законом в России принят и вступил в силу в ноябре 2012 года закон «Об НКО-иностранных агентах». Юристы из российских НКО, анализировавшие американский закон, неоднократно заявляли, что при принятии его российской версии, были подменены понятия: американский закон регулирует деятельность иностранных лоббистов, к числу которых не принадлежат правозащитные организации.