Пульсирующее излучение от черной дыры помогло оценить ее массу

Галактика M82 и рентгеновский источник M82 X-1 в ней

Американские астрофизики оценили массу черной дыры в галактике Сигара (M82). Результаты своего исследования авторы опубликовали в журнале Nature, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте Мэрилендского университета в Колледж-Парке.

Ученые проанализировали колебания рентгеновского излучения от M82 X-1 — самого яркого его источника в галактике Сигара, по которым и провели оценку массы предполагаемой черной дыры. Считается, что она составляет 428±105 солнечных масс. По другой оценке, следующей из модели релятивистской прецессии, масса источника M82 X-1 равна 415±63 массам Солнца.

Спиральная галактика Сигара находится в созвездии Большой Медведицы на расстоянии 12 миллионов световых лет от Солнца. В M82 проходят интенсивные процессы звездообразования, а в ее центре, как считается, находится сверхмассивная черная дыра (СЧД), масса которой достигает 30 миллионов солнечных масс.

Космический телескоп НАСА «Чандра» с 1999 года на расстоянии примерно 600 световых лет от активного центра M82 изучал источник переменного рентгеновского излучения M82 X-1. Исследования объекта с 2004 по 2010 год продолжила орбитальная рентгеновская обсерватория RXTE (X-Ray Timing Explorer), которая в течение этого времени около 800 раз наблюдала источник.

Ученые посчитали, что его наличие объясняется аккрецией вещества на черную дыру, которая, в отличие от СЧД в центре галактики, относится к классу объектов со средней массой (между небольшими черными дырами с массами до нескольких десятков масс Солнца и СЧД).

Исследователи в дальнейшем планируют продолжить поиск черных дыр со средними массами, а также найти теоретическое объяснение большому различию в количестве черных дыр со средними массами и СЧД.

Тест: Самые безумные ПДД