Разводившие коров доисторические европейцы страдали от непереносимости молока

Захоронение позднего бронзового века, приблизительно 1200 год до нашей эры (современная территория Венгрии)

Древние обитатели Европы страдали от непереносимости лактозы (важного компонента молочных продуктов) спустя 5 тысяч лет после появления сельского хозяйства и даже спустя 4 тысячи лет после первых опытов сыроварения на континенте. О том, как здоровье не поспевало за технологическим развитием, рассказали генетики, авторы статьи в журнале Nature Communications.

Ученые извлекли ДНК из каменистой части височных костей 13 индивидов, чьи останки были обнаружены в одном регионе — в Альфельде, самой большой части Среднедунайской равнины. Это был важный перекресток миграционных путей на протяжении всей древней истории Европы. Скелеты принадлежали разным периодам: от раннего неолита (5700 лет до нашей эры) до железного века (800 лет до нашей эры).

После нескольких лет экспериментов ученые остановили свой выбор на пирамидах височных костей. Прочность тканей этой кости, расположение в глубине черепа делает ее лучшим источником ДНК. Если ископаемые зубы и ребра дают от 0 до 20 процентов ДНК, то каменистая часть височной кости — до 90 процентов.

Выяснилось, что по мере проникновения в регион земледельцев с Ближнего Востока, которые смешивались с местными охотниками-собирателями, цвет кожи местных жителей становился все светлее (о том, что пигментация кожи населения Восточной Европы 5 тысяч лет назад была достаточно темная, уже известно). Однако генетические маркеры непереносимости лактозы никуда не девались. Иными словами, древние европейцы могли уже много столетий разводить коров, овец и коз, оставаясь генетически неприспособленными к потреблению молока животных (в больших количествах).

Этот факт заставил ученых говорить о том, что каждая технологическая инновация древности (будь то одомашнивание животных, земледелие, выплавка бронзы и железа) должна была быть связана с притоком новых народов. Нельзя утверждать, что фундаментальные инновации просто поглощались (или заимствовались) местным населением, заявил соавтор статьи Дэн Брэдли (Dan Bradley).

Такой аргумент против диффузии элементов культуры и техники согласуется с идеями, представленными в сентябрьском журнале Science. Археологические находки авторов публикации указывают на то, что новые технологии в доисторическую эпоху возникают независимо у разных групп, а не распространяются из одного источника.

Кровавая жатва

Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
00:02 3 декабря 2016

Четыре мужика в одной палатке

Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
00:10 15 ноября 2016

Зина без резины

Как геи, солдаты и проститутки разнесли ВИЧ по СССР
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
ДТП под Ханты-Мансийском
В Югре попал в аварию автобус с детской командой по акробатике: 12 погибших
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Четыре мужика в одной палатке
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе