Разводившие коров доисторические европейцы страдали от непереносимости молока

Захоронение позднего бронзового века, приблизительно 1200 год до нашей эры (современная территория Венгрии)

Древние обитатели Европы страдали от непереносимости лактозы (важного компонента молочных продуктов) спустя 5 тысяч лет после появления сельского хозяйства и даже спустя 4 тысячи лет после первых опытов сыроварения на континенте. О том, как здоровье не поспевало за технологическим развитием, рассказали генетики, авторы статьи в журнале Nature Communications.

Ученые извлекли ДНК из каменистой части височных костей 13 индивидов, чьи останки были обнаружены в одном регионе — в Альфельде, самой большой части Среднедунайской равнины. Это был важный перекресток миграционных путей на протяжении всей древней истории Европы. Скелеты принадлежали разным периодам: от раннего неолита (5700 лет до нашей эры) до железного века (800 лет до нашей эры).

После нескольких лет экспериментов ученые остановили свой выбор на пирамидах височных костей. Прочность тканей этой кости, расположение в глубине черепа делает ее лучшим источником ДНК. Если ископаемые зубы и ребра дают от 0 до 20 процентов ДНК, то каменистая часть височной кости — до 90 процентов.

Выяснилось, что по мере проникновения в регион земледельцев с Ближнего Востока, которые смешивались с местными охотниками-собирателями, цвет кожи местных жителей становился все светлее (о том, что пигментация кожи населения Восточной Европы 5 тысяч лет назад была достаточно темная, уже известно). Однако генетические маркеры непереносимости лактозы никуда не девались. Иными словами, древние европейцы могли уже много столетий разводить коров, овец и коз, оставаясь генетически неприспособленными к потреблению молока животных (в больших количествах).

Этот факт заставил ученых говорить о том, что каждая технологическая инновация древности (будь то одомашнивание животных, земледелие, выплавка бронзы и железа) должна была быть связана с притоком новых народов. Нельзя утверждать, что фундаментальные инновации просто поглощались (или заимствовались) местным населением, заявил соавтор статьи Дэн Брэдли (Dan Bradley).

Такой аргумент против диффузии элементов культуры и техники согласуется с идеями, представленными в сентябрьском журнале Science. Археологические находки авторов публикации указывают на то, что новые технологии в доисторическую эпоху возникают независимо у разных групп, а не распространяются из одного источника.

На поверхности Венеры (в представлении художника)