Астрофизики запутались между сверхмассивной черной дырой и яркой голубой переменной

Объект SDSS1133 и галактика Markarian 177

Астрофизики обнаружили в космосе необычный объект. Согласно первой гипотезе, они увидели сверхмассивную черную дыру, второй — яркую голубую переменную (звезду). Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте НАСА.

В первом сценарии, как полагают ученые, дыра могла образоваться в результате слияния двух других сверхмассивных черных дыр из пары карликовых галактик. Эти звездные системы, столкнувшись, образовали единую галактику и выкинули прочь новую дыру. В случае, если гипотеза астрономов найдет подтверждение, это будет первым известным случаем такого необычного явления. Объект SDSS1133 находится на расстоянии около 90 миллионов световых лет от Земли и на 2,6 тысячи световых лет от центра карликовой галактики Markarian 177. Оба они располагаются в пределах созвездия Большая Медведица.

SDSS1133 за последние два года значительно повысил свою активность, чем и привлек внимание астрономов. Впервые же объект был замечен более 60 лет назад. Последние наблюдения за Markarian 177 показали наличие в ней регионов интенсивного звездообразования, что может служить признаком ее недавнего столкновения с другой галактикой. По мнению ученых, динамика этого процесса была такова, что черная дыра SDSS1133 могла оказаться вытесненной из родительской галактики Markarian 177.

Альтернативная гипотеза, которую выдвигают ученые, заключается в том, что SDSS1133 является не сверхмассивной черной дырой, а яркой голубой переменной (звездой). Эта группа достаточно редких звезд включает в себя яркие звезды, массы которых настолько велики, что вплотную приближаются к верхнему возможному пределу для масс звезд. Такие объекты окружены туманностями. Как считают ученые, SDSS1133 могла взорваться как сверхновая, пик излучения от которой наблюдался с 1950 до 2001 года, после чего оно пошло на спад.

До 1950 года возможности телескопов не позволяли наблюдать такие объекты, как SDSS1133. Примером яркой голубой переменной в Млечном Пути является звезда из двойной системы Эта Киля. Ее масса в 90 раз превышает солнечную. Пик яркости этой системы наблюдался астрономами между 1838 и 1845 годами.

Астрофизики собираются продолжить исследования SDSS1133 с помощью телескопа Hubble и уже запланировали на 2015 год проведение серии наблюдений за объектом в ультрафиолетовом диапазоне. Свои наблюдения за SDSS1133 астрономы проводили при помощи орбитальной гамма-обсерватории Swift и гавайского телескопа Keck II.

00:02 25 марта 2017