Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

СМИ узнали об идее РЖД вернуть себе частные вагоны

Российские железные дороги (РЖД) подготовили модель развития рынка железнодорожных перевозок, которая предусматривает консолидацию парка грузовых вагонов. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ. В настоящее время большая часть грузовых вагонов принадлежит частным операторам.

Предложения, представленные государственной железнодорожной компанией, разрабатывал Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). Согласно им, РЖД хочет вернуть вагоны, но надеется предотвратить возвращение полного государственного регулирования тарифов на перевозки, как это было до реформы (монополия владела основной частью российских вагонов). Параллельно госкомпания предлагает ряд мер, чтобы ограничить расширение конкуренции со стороны владельцев частных вагонов: от увеличения платы за простой до запрета продления нормативного срока службы.

Основные направления дальнейшей либерализации железнодорожного рынка, в первую очередь появление частной локомотивной тяги и альтернативных перевозчиков, РЖД надеется отсрочить. Вместе с тем, выступая за усиление своих позиций в отрасли, железнодорожная госкомпания хочет снижения своей ответственности перед грузоотправителями, отмечает издание.

Впрочем, целевая модель для РЖД была разработана еще до смены руководства монополии, которую в конце августа возглавил Олег Белозеров. Изданию не смогли уточнить в компании, разделяет ли новый президент РЖД перечисленные идеи.

Окончательный вариант модели развития рынка железнодорожных перевозок должно представить Минэкономразвития до 1 октября.

В настоящее время в оперировании российских компаний находится примерно 1,1-1,2 миллиона грузовых вагонов. Крупнейшими владельцами вагонов являются Первая грузовая компания (входит в UCL Holding), Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД), Новая перевозочная компания, Rail Garant, Globaltrans, «Совфрахт», «Нефтетранссервис», «СГ-транс», «УВЗ-Логистик» и другие. Проблемы с избытком вагонов, который оценивается от 80 до 200 тысяч штук, привели к снижению арендных ставок — они упали до 450-500 рублей за вагон в сутки против 550-600 в конце 2014-го. В результате многие операторы вагонов стали испытывать сложности с обслуживанием лизинговых платежей и текущим обслуживанием подвижного состава, другие финансовые трудности.

Крупнейшие из них в первой половине 2015 года перестали закупать новый подвижной состав, что повлекло остановку работы вагоностроительных предприятий. На фоне сложившейся ситуации некоторые операторы (Globaltrans, ФГК, ПГК, «Нефтетранссервис») предложили передать вагоны в управление РЖД, как это было до либерализации рынка грузовых перевозок. В РЖД целесообразность такого маневра не комментировали.