Палеонтологи рассказали о победе млекопитающих над динозаврами

Палеонтологи описали новый вид млекопитающих, переживших уничтожившую динозавров катастрофу. Окаменелые останки этого существа указали на то, как именно млекопитающие смогли завоевать господствующее положение на планете. Новый вид представлен в журнале Zoological Journal of the Linnean Society, а коротко о нем сообщает The Conversation.

Окаменелости были обнаружены в штате Нью-Мексико (США). Представители Kimbetopsalis simmonsae по внешнему виду напоминали бобра. В длину они достигали 60-70 сантиметров, весили от десяти до 40 килограмм, а также отличались острыми и выступающими резцами, с помощью которых звери перегрызали ветки и листья.

Несмотря на внешнее сходство, кимбетопсалис не является предком бобров (которые принадлежат к отряду грызунов). Он относится к вымершей группе многобугорчатых. Этот отряд возник еще в юрском периоде, пережил вымирание динозавров, достиг эволюционного успеха вскоре после катастрофы, и вымер только 35 миллионов лет назад (в олигоцене), не выдержав конкуренции с грызунами.

Жил кимбетопсалис спустя всего несколько сот тысяч лет после удара чиксулубского метеорита, который, по мнению западных ученых, привел динозавров к гибели. Однако даже этого небольшого срока было достаточно, чтобы многобугорчатые нарастили вес и перешли на диету из растений (раньше им приходилось питаться также и насекомыми).

Авторы статьи подчеркивают, что новый вид млекопитающих ярко демонстрирует, как неожиданное событие меняет ход истории планеты: динозавры не смогли пережить экологические катаклизмы, наступившие после падения метеорита, млекопитающим же это удалось.

В мировой палеонтологической науке нет единого мнения об основной причине вымирания динозавров. Среди западных ученых в настоящее время преобладают «катастрофические» гипотезы (быстрое вымирание под влиянием абиотических факторов — вулканическая активность, удар метеорита, падение уровня океана). Отечественные палеонтологи в основном придерживаются биосферной версии: постепенное исчезновение динозавров из-за появления цветковых растений (и эволюции питающихся ими млекопитающих) и охлаждения климата.

Парное выступление