Химики из МГУ впервые рассмотрели гистамин в газообразном состоянии

Cотрудники химического факультета Московского государственного университета (МГУ) имени Михаила Ломоносова впервые рассмотрели гистамин (вещество, отвечающее за аллергическую реакцию) в газообразном состоянии. Результаты своих исследований авторы опубликовали в Physical Chemistry Chemical Physics, а кратко о них сообщается в пресс-релизе МГУ, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Гистамин представляет собой биологически активное вещество, участвующее в регуляции многих функций организма. В частности, он ответственен за развитие некоторых патологических состояний (аллергических реакций организма). Гистамин воздействует на рецепторы, находящихся на поверхности клетки. Соединение запускает ряд физиологических процессов (от головных болей, кожных высыпаний и диареи вплоть до анафилактического шока).

Современные лекарства против аллергии (противогистаминные препараты) конкурируют с гистамином за рецепторы. Многочисленные экспериментальные и теоретические исследования до сих пор не давали полного представления о том, какова геометрия гистамина, что позволило бы оценить свойства и возможности этого вещества.

«Получить данные о геометрической структуре гистамина очень сложно, — пояснил один из соавторов статьи, доктор химических наук Леонид Хайкин из химического факультета МГУ. — Это связано с тем, что в данном случае геометрию отдельных конформеров, составляющих гистамин, определяет очень много факторов, взаимно влияющих друг на друга».

Основным экспериментальным методом в исследовании был метод газовой электронографии, при котором в условиях высокого вакуума тонкий пучок быстрых электронов пропускался сквозь струю пара гистамина. При столкновениях с молекулами гистамина электроны рассеивались, а дифракционная картина рассеяния регистрировалась.

«По этой картине можно судить о геометрии молекулы, ее можно сравнить с отпечатком пальца, по которому можно определить хозяина пальца, — пояснил Хайкин. — Иначе говоря, получаемая таким образом дифракционная картина характерна для гистамина, и, анализируя эту картину, мы можем судить о зашифрованных в ней геометрических характеристиках молекулы».

Для анализа ученые провели многочисленные квантово-химические расчеты и использовали известные спектроскопические данные для колебательных и вращательных спектров. По словам Хайкина, анализ полученной в исследовании дифракционной картины оказался самой трудной и самой длительной частью работы, потребовавшей нескольких месяцев напряженного труда.

Вся экспериментальная и большая доля теоретической частей работы были выполнены в МГУ. Исключение составили расчеты, произведенные аспирантом МГУ Денисом Тихоновым на кластере Билефельдского университета в Германии. Ученым из МГУ удалось согласовать между собой все экспериментальные и теоретические данные о структуре гистамина.

Также они теоретически предсказали и экспериментально подтвердили для гистамина механизм так называемой таутомеризации (спонтанный переход молекулы из одного структурного состояния в другое). Результаты работы можно использовать для справочных баз структурных и спектральных данных и оценки реакционной способности соединений.

00:03 10 июня 2016

Ген, ты чего?

Как редактирование генов изменит облик человечества
Свадьба в БишкекеЗа кражу невест не берут под арест
Почему в Киргизии принято начинать создание семьи с преступления
A man lights a candle by a portrait of Pavel Sheremet surrounded with flowers and candles at a place of his death in Kiev, Ukraine, Wednesday, July 20, 2016. A prominent journalist was killed in a car bombing in Ukraine's capital, Kiev, on Wednesday, sending shockwaves through the Ukrainian journalist community that was shaped by the gruesome killing of the publication's founder 16 years ago. (AP Photo/Sergei Chusavkov)Ищите женщину?
Убийство Павла Шеремета: целенаправленная охота или роковая случайность
Распаднические настроения
С чем останется Украина после интеграции в нее Евросоюза
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Policemen walking down stairs and securing the area in the underground station Karlsplatz (Stachus) after a shootout in Munich, Germany, 22 July 2016. After a shootout in the Olympia shopping centre in Munich, injuries and possible deaths were reported by the police. The situation is still unclear. PHOTO: ANDREAS GEBERT/dpaКТО стучится в дверь ко мне
Какие выводы стоит сделать из полицейской операции в Мюнхене
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
Планета Х напоминает НептунАнтихристы с Нибиру
Как Планета Х наклоняет Солнце и вызывает катаклизмы на Земле
Еще нарожают
Зачем персидская знать торговала телами своих жен
Турецкий бардак
Тайны и прелести Османской империи: фески, котики и шаурма
Рюриковичи мы!
Что скрывается за образом основателя великой Руси
«Она подозревала в нем будущего алкоголика»
Марина Степнова и Александра Боярская читают книгу «Где-то под Гроссето»
Стар? Супер!
Артисты, для которых возраст не имеет значения
The Lady Vanishes'  - Sally Stewart, Margaret Lockwood,
Alfred Hitchcock and Googie Withers
An English girl on a train from Switzerland befriends an old woman. But when the woman disappears, her fellow passengers deny ever having seen her.
«Он всегда утверждал, что в их браке нет секса»