«Очеловеченные» мыши подсказали способы борьбы с аутоиммунными заболеваниями

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ сделала существенный шаг на пути к созданию принципиально новых лекарственных препаратов для лечения аутоиммунных заболеваний (болезнь Крона, псориаз, ревматоидный артрит). Свою работу исследователи опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В новой работе ученые смогли избирательно блокировать повышенное производство TNF — одного из белков, выделяемого клетками иммунной системы для борьбы с патогенными микроорганизмами, но в избытке наносящего ей вред определенными типами клеток, не нарушая при этом ее других многочисленных функций.

TNF (Tumor necrosis factor — фактор некроза опухоли) — это регуляторный белок, выполняющий множество разнообразных задач. Он производится и секретируется макрофагами, лимфоцитами, нейтрофилами и другими клетками иммунной системы, среди которых есть как «патрульные» в составе крови, так и резидентные клетки. TNF и родственные ему молекулы относятся к группе цитокинов.

Современная медицина стремится ингибировать (подавлять) TNF при лечении аутоиммунных заболеваний. Подобные препараты составляют половину мирового рынка лекарств для терапии ревматоидного артрита, псориаза, болезни Крона и некоторых других заболеваний. Однако при их применении возможны сильные побочные эффекты — повышение риска злокачественных новообразований и активация скрытой туберкулезной инфекции.

Сотрудники кафедры иммунологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Института имени Белозерского МГУ предположили, а затем и доказали, что именно биспецифические (способные цепляться за два белка одновременно) антитела могут помочь избирательно ингибировать TNF в конкретном типе клеток (в макрофагах), которые при аутоиммунных заболеваниях продуцируют в основном «плохой» TNF, не нарушая функцию «хорошего».

Сначала иммунологи вывели несуществующих в природе мышей, у которых мышиный TNF был заменен человеческим. После обработки биспецифическими антителами секретируемый макрофагами TNF никуда не выделялся, а связывался с их поверхностью, что было показано на культуре мышиных макрофагов из таких мышей. Далее были проведены опыты на живых гуманизированных мышах, у которых вызывали септический шок, медиатором которого и является «плохой» TNF из макрофагов. Оказалось, что ген MYSTI защищал мышей от летальной токсичности, а контрольное антитело — нет.

Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Закон, удобный во всех отношениях
Новый пакет санкций нужен США для давления не только на Россию, но и на Европу
Цена ошибки
Неправильно понятая депеша стала причиной начала Корейской войны
«Остров брошенных жен и айтишников»
Рассказ дизайнера из Хабаровска, переехавшего на Кипр
Подвинься, миллениал
Пессимистичные оптимисты: что мы знаем о поколении иксенниалов?
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Папа накачался
Личный опыт: Тяжелый путь к мышцам и неотразимости для мужчин после 40 лет
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
Кто сделал первый кроссовер в мире
Вопрос – один, ответов – минимум семь. Кто же был первым?
Все... сошли с ума