Ученые предупредили о распространении эпидемий по океанским мостам

Крупномасштабные погодные явления, подобные Эль-Ниньо, создают «водные мосты», по которым бактерии захватывают новые территории, — в океане возникают аналоги сухопутных перешейков континентального значения (например, Берингия или Панамский перешеек). К такому выводу пришли ученые, авторы статьи в журнале Nature Microbiology.

Международная группа исследователей работала в Перу и изучала генетическую историю патогенных микроорганизмов, появившихся в Латинской Америке в последние несколько десятилетий. Обнаружились странные совпадения с азиатскими микробами. Биологи объяснили это не столько переносом через океан (в организмах путешествующих людей и скота), сколько воздействием Эль-Ниньо — фазы колебаний температуры поверхностных вод в экваториальной части Тихого океана, при которой нагретая масса смещается к востоку.

В 1990 году в Перу произошла вспышка холеры, а в 1997-м и 2010-м — эпидемии Vibrio parahaemolyticus: эта бактерия поражает моллюсков, а у питающихся ими людей вызывает расстройство пищеварительной системы. В обоих случаях возбудителями болезни были вибрионы. Сами по себе эти бактерии не способны к перемещению из Азии в Латинскую Америку, но они тесно связаны с зоопланктоном, дрейфующим по океану.

По мнению ученых, в случае сильного Эль-Ниньо в океане возникает невидимый мост между континентами, и все виды микробов путешествуют от одного берега к другому. Таким образом, помимо ураганов, цунами и засух, Эль-Ниньо является дополнительным стимулом инфекций, и эпидемиологам нужно к этому готовиться.

Рисунок любви