«АвтоВАЗ» прекратил поставки готовых автомобилей в Казахстан и сейчас отправляет только сборочные машинокомплекты. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Причиной приостановки является введение в начале года утилизационного и регистрационного сборов на автомобили. В совокупности они делают экспортируемые в Казахстан готовые машины дороже примерно на 2 тысячи долларов (150 000 рублей по курсу ЦБ), сообщил источник. Для сравнения: Lada Granta стоит от 383 900 рублей.
За счет новых сборов местные власти пытаются поддержать собственную отрасль, а также ограничить серый импорт из России, считают собеседники издания.
Как рассказали источники, с начала 2016 года «КамАЗ» поставляет только машинокомплекты в Казахстан по той же причине. Приостановила поставки готовых машин и Ford Sollers. «Поставки еще идут, но мы, понимая невозможность продолжения прямого экспорта, изучаем варианты организации сборки своих автомобилей в Казахстане», — сказал представитель компании. Nissan продолжает поставки и перенос производства в Казахстан не планируется. Продолжает поставки и Renault, но из-за сборов была вынуждена поднять цены на автомобили, ввезенные с февраля 2016 года.
В Казахстане «АвтоВАЗ» сотрудничает с группой «Бипэк авто — Азия авто». По данным ее представителя, из 97 тысяч автомобилей, реализованных казахстанскими дилерами в 2015 году, свыше 62 тысяч пришлось на продукцию автопроизводителей России. До конца года с конвейера «Азии авто» сойдет до 19 тысяч автомобилей Lada как новых, так и классических моделей.
Казахстан является для России крупнейшим экспортным рынком, отмечают эксперты. У «АвтоВАЗа» на эту страну приходилось более 80 процентов его общего объема поставок.
Из-за девальвации рубля жители Казахстана массово скупали машины в России. В 2015 году продажи легковых автомобилей официальными дилерами Казахстана упали на 40,4 процента до 97 446 единиц, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (в России — на 35,7 процента до 1,6 миллиона штук).